Реальная работа по созданию нового
тяжелого танка в рамках программы Panzerkampfwagen VI началась в конце
января 1937 года, когда фирма Henschel получила заказ на проектирование
боевой машины под условным индексом DW1 (Durchbruchwagen - машина
прорыва). Корпус этого 30-тонного танка состоял из двух частей,
соединявшихся друг с другом болтами - металлургические заводы еще не
могли в то время изготовить катаные броневые листы большого размера
толщиной 50 мм. Ходовая часть состояла из пяти обрезиненных опорных и
трех поддерживающих катков на борт, ведущего колеса переднего
расположения с гребневым зацеплением и гусеницы шириной 300 мм. Подвеска
- индивидуальная, торсионная. Проходившее испытания шасси танка с
балластом вместо башни оснащалось 280-сильным двигателем Maybach HL 120,
коробкой передач Maybach Variorex и механизмом поворота типа Cletrac.
Максимальная скорость движения 35 км/ч.
Разрабатывавшийся с сентября 1938 года вариант DW2 имел отличия от
своего предшественника в конструкции коробки передач, стояночного
тормоза, гусениц, бортовых передач, ведущих колес и подвески. На танк
предполагалось установить башню от Pz.Kpfw.lV с 75-мм пушкой и спаренным
пулеметом MG 34. Второй пулемет должен был устанавливаться в лобовом
листе корпуса справа. Как и в первом случае, дело ограничилось
постройкой и испытаниями шасси.
У опытного танка VK 3001(H), последовавшего за двумя первыми
прототипами и созданного, как и они, под руководством начальника отдела
перспективных разработок фирмы Henschel Эрвина Адерса, толщину лобовой
брони корпуса довели до 60 мм, применили гусеницу шириной 520 мм и
расположили опорные катки в шахматном порядке, 6-цилиндровый двигатель
Maybach HL 116 мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин позволял 30-тонной
боевой машине двигаться со скоростью 35 км/ч. Были изготовлены три
опытных шасси, которые использовались для испытания различных узлов и
агрегатов. Когда в мае 1941 года Гитлер приказал начать разработку
самоходных противотанковых установок с мощными пушками калибра 105 и 128
мм, для построенных VK 3001(Н) нашлось иное применение. На базе двух
шасси этого типа фирма Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе изготовила
тяжелые САУ 12,8 cm Panzer-Selbstfahrlafette V. 128мм пушка Gerat 40 с
длиной ствола 61 калибр и начальной скоростью снаряда 910 м/с, созданная
на базе зенитного орудия, была установлена в открытой сверху рубке в
кормовой части корпуса. Для размещения орудия массой 7 т пришлось
удлинить ходовую часть, введя восьмой опорный каток. В рубке с толщиной
стенок 30 мм размещались 5 членов экипажа и 18 пушечных выстрелов. Масса
машины достигла 36 т. Обе самоходки отправили на Восточный фронт, где
одну из них осенью 1943 года захватили советские войска. В настоящее
время эта уникальная машина является экспонатом танкового музея в
Кубинке.
Параллельно с фирмой Henschel над проектом нового тяжелого танка
работала и фирма Porsche. Машина VK 3001(Р) - первая созданная в цехах
нового завода Nibelungenwerke - получила фирменное название "Леопард"
(Leopard) и обозначение Тур 100. Были построены два опытных образца
шасси, оставшиеся без башен, так и не поступивших от фирмы Krupp.
Главной особенностью поршевских шасси стала электромеханическая
трансмиссия. Два двигателя, изготовленные венской фирмой
Simmering-Graz-Pauker AG, мощностью по 210 л.с. каждый вращали два
генератора, которые, в свою очередь, приводили в движение два
электромотора. От них крутящий момент передавался на ведущие колеса.
Танк должен был получить модифицированную башню от Pz.lV с 75мм
короткоствольной пушкой. В дальнейшем на "Леопард" планировалось
установить 105-мм пушку L/28. В 1941 - 1942 году обе машины проходили
испытания, часто прерывавшиеся из-за многочисленных неполадок в
трансмиссии.
В мае 1941 года во время совещания в Бергхофе Гитлер предложил новую
концепцию тяжелого танка, обладавшего повышенными огневой мощью и
броневой защитой и призванного стать ударной силой танковых соединений, в
каждом из которых предполагалось иметь по 20 таких машин. В свете
предложений фюрера и с учетом результатов испытаний опытных тяжелых
танков были разработаны тактико-технические требования, а затем выдан
заказ фирме Porsche на разработку танка VK 4501 (Р) с 88-мм пушкой и
фирме Henschel - на VK 3601(Н) с пушкой с коническим стволом. Изготовить
прототипы предполагалось к маю - июню 1942 года.
Работа по сборке машины Sonderfah-rzeug II, или Тур 101, официально
именовавшейся в документах управления вооружений как Panzerkampfwagen
VI, VK 4501 (Р) Tiger (P), велась в цехах завода Nibelungenwerke.
Компоновка как самого танка, так и моторно-трансмиссионного отделения
осталась такой же, как у VK 3001 (Р). Два расположенных параллельно друг
другу 10-цилиндровых V-образных карбюраторных двигателя воздушного
охлаждения Тур 101/1 мощностью 320 л.с. каждый с помощью клиноременной
передачи приводили во вращение роторы двух генераторов. От последних
электроэнергия подавалась на два электромотора, вращавших ведущие колеса
танка. Всю электрическую часть трансмиссии поставила фирма
Siemens-Schuckert. Что касается башни, то она разрабатывалась в
инициативном порядке фирмой Krupp в тесном сотрудничестве с Porsche.
Между тем фирма Henschel быстро проектирует, изготавливает и выводит
на испытания свой VK 3601(Н), проходивший по документам также как
Panzerkam-pfwagen VI Ausf.B. С шасси не возникло никаких проблем:
моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть были хорошо отработаны на
предшествующих моделях. Боевая машина массой 36 т, защищенная 100-мм
лобовой броней, достигала скорости 40 км/ч. Что же касается башни и
вооружения, то для этого танка они так и не были созданы. Дело в том,
что фирма Krupp предлагала свой Gerat 725 - 75-мм пушку с коническим
стволом. Но когда выяснилось, что бронебойный снаряд этой пушки включает
в себя вольфрамовый сердечник массой 1 кг, от нее поспешно
отказались-боеприпасы этой пушки "съели" бы весь вольфрамовый лимит
вермахта. Успешно прошедшая испытания, на которых, кстати, присутствовал
министр вооружений А.Шпеер, машина оказалась не у дел. Впрочем,
ненадолго...
Заметим, что VK 3601 (H) с самого начала рассматривался в качестве
промежуточной модели, как ступенька к следующей, более мощной боевой
машине. Недаром планируемый выпуск этого танка был ограничен 172
экземплярами. Поскольку первоначальный вариант вооружения оказался
неудачным, а сроки поджимали, нужно было искать какое-то новое решение. И
его нашли - на танк была установлена крупповская башня, разработанная
для VK 4501(Р). Правда, для этого потребовалось увеличить диаметр
башенного погона в свету с 1650 до 1850 мм, что вызвало изменение
верхней части корпуса. У VK 3601(Н) появились надгусеничные ниши, а
масса возросла до 45 т. Конструктивные изменения повлекли за собой и
смену индекса: танк стал называться VK 4501 (Н). Главным же было то, что
на машине Э. Адерса, так же как и на танке Ф. Порше, "прописалась"
88-мм танковая пушка.
Это орудие было разработано фирмой Friedrich Krupp AG с
использованием качающейся части зенитной пушки 8,8-cm Flak 18/36 -
знаменитой "acht-acht" ("восемь-восемь"), без сомнения самого известного
артиллерийского орудия Второй мировой войны. В танковом варианте,
получив дульный тормоз и электроспуск, пушка стала именоваться 8,8cm KwK
36.
Впрочем, для танка фирмы Henschel предусматривался и второй вариант
вооружения - 75-мм пушка KwK 42 L/70 в башне фирмы Rheinmetall-Borsig.
Особенностью этой башни, изготовленной лишь в качестве деревянной модели
в натуральную величину, был кормовой пулемет MG 34 в шаровой установке.
Машина с рейнметалловской башней имела индекс Н2, с крупповской - Н1.
В марте 1942 года Гитлер предложил отправить прототипы тяжелых танков
на фронт, дабы провести испытания в реальных боевых условиях. Вскоре
после этого весьма сомнительного предложения он объявил, сколько танков
должно быть готово к октябрю 1942 и к марту 1943 года. Было полным
отрывом от реальности требовать к концу сентября 1942 года поступления
60 машин от Porsche и 25 - от Henschel, а к концу февраля 1943-го-еще
135 боевых машин от обеих фирм. Тут необходимо отметить, что оба танка
еще до начала каких-либо серьезных испытаний фактически уже были
запущены в производство. В заводских цехах Nibelungenwerke началась
сборка опытной партии сразу из 10 машин VK 4501 (Р), а фирме Krupp
заказали 90 башен. Вслед за этим Ф. Порше планировал выпустить 35 танков
к январю 1943 года и 45 к апрелю. Еще дальше пошел его конкурент:
изготовление первых 60 машин VK 4501 (Н) началось уже в середине 1941
года, и хотя к весне 1942-го был готов только один экземпляр, узлы и
агрегаты остальных не пропали - их использовали впоследствии при сборке
серийных "тигров".