|
|
|
История Создания
Танки класса «Е»
В 1942 году в Министерстве вооружений III Рейха был сформирован специальный отдел, разрабатывающий концепцию новых танков. Начальником отдела был назначен инженер-полковник Г. Книпкамп. Новые танки должны были выпускать фирмы, которые прежде никогда танками не занимались. Это были прежде всего фирмы Адлер (Adler) из Франкфурта, Аргус (Argus) из Карлсруэ и Вестерхютте (Westerhuette) из Бад-Ойнхаузена. Позже к программе была подключена фирма КлёкерГумбольдт-Дойтц (Kloeker-Humboldt-Deutz) из Ульма. Несмотря на то, что положение на фронтах, а главное, острый дефицит сырья делали выпуск танков нового поколения нереальным, проводились интенсивные конструкторские работы и строились опытные образцы.
Новые танки получили обозначение – класс «Е». Проекты этих танков значительно отличались от выпускаемых в то время РzКрfw IV и РzКрfw V «Пантера». Особенный акцент был сделан на снижении силуэта танка и увеличении возимого боезапаса. С этой целью отказались от торсионной подвески, применяемой на танках РzКрfw V и РzКрfw VI. Новым было и то, что ведущие колеса располагались сзади, ближе к двигателю и трансмиссии. Тем самым высвобождалось больше места внутри танка. На танки класса «Е» предполагалось установить стабилизаторы орудия и новый тип прицелов. Планировали, что первые танки нового типа поступят в части в 1945 году. Выпуск танков класса «Е» должен был быть основан на использовании стандартизованных узлов, одинаковых для разных танков. Всего программа «Е» охватывала пять танков:
* . E-10 – малый разведывательный танк массой около 15000 кг; * . E-25 – танк массой около 25000-30000 кг; * . E-50 – средний танк массой около 50000 кг, который должен был заменить выпускавшийся танк РzКрfw V (Sd Kfz 171) «Пантера»; * . E-75 – танк массой около 75000-80000 кг, предназначенный для замены РzКрfw VI «Тигр» и «Тигр II»; * . E-100 – танк массой около 130000-140000 кг, относящийся к классу сверхтяжелых танков. * Е-100
К моменту окончания 2-й Мировой войны дальше всего продвинулись работы над танком Е-100. Разработка конструкции и постройка опытного образца велись на фирме Адлер из Франкфурта-на-Майне. Проектирование танка Е-100 началось уже 30 июля 1943 года. Несмотря на личный приказ Гитлера в конце 1944 года прекратить все работы над сверхтяжелыми танками, продолжалось проектирование и была начата постройка прототипа. Монтаж опытного образца шел в Хаустенбеке в районе Падерборна. В начале 1945 года были готовы шасси и ходовая часть. К началу испытаний на танк установили двигатель Майбах HL 230, коробку передач OG 401216 В фирмы Майбах и рулевое управление Хеншель L 801, использованное также на «Тиграх II».
Гусеницы шириной 1000 мм разработала и изготовила фирма Адлер.
Однако танк, оснащенный этими гусеницами, не вписывался в габариты железнодорожной платформы. Поэтому, как и для «Тигра», были разработаны более узкие транспортные гусеницы. Кроме более узких гусениц, на время перевозки по железной дороге с танка должны были сниматься бронелисты, защищающие шасси и гусеницы. На танке Е-100 использовали традиционную для германского танкостроения трансмиссию – двигатель располагался в корме, а ведущие колеса – в передней части танка. Броня: 240 мм (лоб) и 120 мм (борта).
До конца войны изготовить башню так и не успели. Во время испытаний использовали груз, равный массе будущей башни. Также не было готово и вооружение танка. Планировали установить на Е-100 орудие калибра 150 или 170 мм. Предполагалось, что Е-100, оснащенный двигателем Майбах и рулевым устройством Майбах «Mekydro» будет развивать скорость до 40 км/ч.
Незавершенный прототип был захвачен в Падерборне английскими войсками.
В июне 1945 года Е-100 был переправлен в Великобританию для всесторонних испытаний. На данных испытаниях были проведены ходовые испытания корпуса без башни Е-100 с двигателем Майбах мощностью 700 л/с. На этих испытаниях, даже значительно облегчённый танк смог развить всего 20 км/ч, тогда как по проекту предусматривалась установка 1200 сильного мотора, с ним танк должен был развивать скорость 40 км/час.
Работа над танками класса «Е» дала много новых технических находок, которые однако нашли практическое применение лишь в 60-х годах во время конструирования танков для бундесвера. Как уже упоминалось, острый дефицит сырья делал выпуск даже небольшой серии таких танков весьма проблематичным.Сравнительное изображение E-100 и ИС-7:
Тактико-технические характеристики танка E-100:
* Экипаж……..5 человек * Масса танка…..140 тонн * Длина ……..10,27 м * Ширина………4,48м * Высота………3,29 м * Двигательная установка …….»Майбах» HL234 * Максимальная скорость ………40 (когда американцы испытывали захваченный танк без башни, он развил всего 20 км.ч) * Дальность хода ……………120 км * Радиостанция………………FuG 5Вооружение…………150-мм пушка 15cm KwK44 KwK L/38, одна 75-мм пушка KwK 44 L/36.5, один пулемет MG34 в корпусе * Бронирование танка: * Башня лоб………..240 мм, скругленная * Надстройка лоб………..200 мм * Корпус лоб ………..200 мм * Маска пушки………240 мм «кабанья голова» * Борта башни………200 мм * Борта надстройки………..180 мм * Борта корпуса…….120 мм * Корма башни………200 мм * Корма корпуса…….150 мм * Корма надстройки ………….150 мм * Крыша……………40-80 мм * Днище……………40 мм
Схема бронирования сверхтяжелого танка Е100:
|
[Сообщение # 1]
|
| |