|
|
| Проект тяжёлого танка КВ-5 (рис. Ю.Юров)
В марте 1941 года командование Красной Армии получило разведывательную информацию о том, что в Германии завершены работы по созданию танков с мощным бронированием и они уже поступают в войска. Причем в донесениях наших разведчиков особо подчеркивалось, что все наши танковые и противотанковые пушки не смогут пробить их брони. Следует пояснить, что все это не соответствовало действительности - разработкой тяжелых танков в Германии в то время не занимались. Скорее всего дело было в следующем: весной 1941 года в состав немецких «панцерваффе» стали поступать трофейные французские танки В-1, имевшие броню толщиной 60 мм. Видимо это и стало почвой для слухов о «новых немецких танках с мощной броней». Но обеспокоенное этой информацией, высшее руководство СССР и Красной Армии решает принять адекватные меры. 7 апреля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление № 827-345 сс, в котором, в частности, ставилась задача на проектирование сверхтяжелого танка КВ-5. 9 апреля постановление было продублировано более расширенным по содержанию приказом по наркомату тяжелого машиностроения за № 231 сс: ... "О танке КВ-5. Директору Кировского завода т.Зальцману: 1. Спроектировать и изготовить к 10 ноября 1941 года танк КВ-5. Разработку конструкции корпуса танка и штампованной башни произвести совместно с конструкторами Ижорского завода исходя из следующих основных характеристик КВ-5: а) броня - лобовая 170 мм, борт - 150 мм, башня - 170 мм; б) вооружение - 107 мм пушка ЗиС-6; в) двигатель - дизель мощностью 1200 л.с.; г) ширина не более 4200 мм. Предусмотреть при конструировании возможность транспортировки по железной дороге при всех условиях движения. К 15 июля 1941 года изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-5. К 1 августа 1941 года предъявить на утверждение в НКО СССР и ГАБТУ КА макет и технический проект КВ-5. Учесть, что Ижорский завод обязан изготовить и подать на Кировский завод к 1 октября 1941 года корпус и башню КВ-5 ... Народный комиссар тяжелого машиностроения Малышев /подпись/". В июне 1941 года начались работы по танку КВ-5. Старшим инженером машины был назначен талантливый конструктор Н.Цейц, один из старейших работников СКВ-2. Кроме него в группу проектирования вошли К.Кузьмин (корпус), Л.Сычев (башня и установка вооружения), Н.Федорчук (ходовая часть). При проектировании КВ-5 был учтен опыт по разработке проектов КВ-4. В результате получился мощный танк довольно необычного вида. Корпус КВ-5 имел высоту всего 920 мм, поэтому механик-водитель и радист-пулеметчик получили специальные башенки, обеспечивающие им достаточные сектора обзора. Башня ромбовидной формы была довольно крупных размеров. В ней размещались командир танка, имевший в своем распоряжении командирскую башенку, наводчик и заряжающий. Солидный диаметр погона - 1840 мм - и большой внутренний объем башни обеспечивали всем членам экипажа нормальные условия работы. Бронирование танка было очень мощным - 150-180 мм. С началом войны в проект пришлось внести целый ряд корректив. Так, пришлось отказаться от идеи изготовления штампованной башни (она была заменена на сварную), ввиду отсутствия дизеля мощностью 1200 л.с. (он находился в стадии разработки) КВ-5 перепроектировали под установку двух обычных двигателей В-2, размещенных параллельно. К августу 1941 года проект КВ-5 был практически полностью завершен, началось изготовление ряда узлов и агрегатов танка. Но из-за тяжелой обстановки на фронте под Ленинградом все опытные работы на Кировском заводе прекратили и все силы бросили на увеличение выпуска серийных КВ. Самая поздняя дата, обнаруженная на сохранившихся чертежах КВ-5 - 15 августа 1941 года, когда бои уже шли под Лугой и Красногвардейском.
Чертеж тяжёлого танка КВ-5: - боковые проекции Источники: М.Коломиец "История танка КВ. Часть I". (Фронтовая иллюстрация №5, 2001 г.) "Вокруг Света" №1, 2006 г.
|
[Сообщение # 1]
|
| |
|
|
| Проект тяжёлого танка КВ-5 (рис. Ю.Юров)
В марте 1941 года командование Красной Армии получило разведывательную информацию о том, что в Германии завершены работы по созданию танков с мощным бронированием и они уже поступают в войска. Причем в донесениях наших разведчиков особо подчеркивалось, что все наши танковые и противотанковые пушки не смогут пробить их брони. Следует пояснить, что все это не соответствовало действительности - разработкой тяжелых танков в Германии в то время не занимались. Скорее всего дело было в следующем: весной 1941 года в состав немецких «панцерваффе» стали поступать трофейные французские танки В-1, имевшие броню толщиной 60 мм. Видимо это и стало почвой для слухов о «новых немецких танках с мощной броней». Но обеспокоенное этой информацией, высшее руководство СССР и Красной Армии решает принять адекватные меры. 7 апреля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление № 827-345 сс, в котором, в частности, ставилась задача на проектирование сверхтяжелого танка КВ-5. 9 апреля постановление было продублировано более расширенным по содержанию приказом по наркомату тяжелого машиностроения за № 231 сс: ... "О танке КВ-5. Директору Кировского завода т.Зальцману: 1. Спроектировать и изготовить к 10 ноября 1941 года танк КВ-5. Разработку конструкции корпуса танка и штампованной башни произвести совместно с конструкторами Ижорского завода исходя из следующих основных характеристик КВ-5: а) броня - лобовая 170 мм, борт - 150 мм, башня - 170 мм; б) вооружение - 107 мм пушка ЗиС-6; в) двигатель - дизель мощностью 1200 л.с.; г) ширина не более 4200 мм. Предусмотреть при конструировании возможность транспортировки по железной дороге при всех условиях движения. К 15 июля 1941 года изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-5. К 1 августа 1941 года предъявить на утверждение в НКО СССР и ГАБТУ КА макет и технический проект КВ-5. Учесть, что Ижорский завод обязан изготовить и подать на Кировский завод к 1 октября 1941 года корпус и башню КВ-5 ... Народный комиссар тяжелого машиностроения Малышев /подпись/". В июне 1941 года начались работы по танку КВ-5. Старшим инженером машины был назначен талантливый конструктор Н.Цейц, один из старейших работников СКВ-2. Кроме него в группу проектирования вошли К.Кузьмин (корпус), Л.Сычев (башня и установка вооружения), Н.Федорчук (ходовая часть). При проектировании КВ-5 был учтен опыт по разработке проектов КВ-4. В результате получился мощный танк довольно необычного вида. Корпус КВ-5 имел высоту всего 920 мм, поэтому механик-водитель и радист-пулеметчик получили специальные башенки, обеспечивающие им достаточные сектора обзора. Башня ромбовидной формы была довольно крупных размеров. В ней размещались командир танка, имевший в своем распоряжении командирскую башенку, наводчик и заряжающий. Солидный диаметр погона - 1840 мм - и большой внутренний объем башни обеспечивали всем членам экипажа нормальные условия работы. Бронирование танка было очень мощным - 150-180 мм. С началом войны в проект пришлось внести целый ряд корректив. Так, пришлось отказаться от идеи изготовления штампованной башни (она была заменена на сварную), ввиду отсутствия дизеля мощностью 1200 л.с. (он находился в стадии разработки) КВ-5 перепроектировали под установку двух обычных двигателей В-2, размещенных параллельно. К августу 1941 года проект КВ-5 был практически полностью завершен, началось изготовление ряда узлов и агрегатов танка. Но из-за тяжелой обстановки на фронте под Ленинградом все опытные работы на Кировском заводе прекратили и все силы бросили на увеличение выпуска серийных КВ. Самая поздняя дата, обнаруженная на сохранившихся чертежах КВ-5 - 15 августа 1941 года, когда бои уже шли под Лугой и Красногвардейском.
Чертеж тяжёлого танка КВ-5: - боковые проекции Источники: М.Коломиец "История танка КВ. Часть I". (Фронтовая иллюстрация №5, 2001 г.) "Вокруг Света" №1, 2006 г.
|
[Сообщение # 2]
|
| |