|
|
| На фото этой модели я наткнулся сегодня утром. И решил узнать побольше о этом танке. Эсли кто может дополнить прошу..
Подарок страны Советов.
В ходе войны за независимость Югославии партизанские подразделения, руководимые Й.Б.Тито, получили в своё распоряжение немало трофейной техники. В первую очередь это были танкетки CV 33\CV 35, а также легкие танки итальянского и французского производства. Эта техника была хороша для действий горных условиях, но мало подходила для штурма городов. В рамках оказания военной помощи на территории Советского Союза осенью 1944 года началось создание югославской 2-й танковой бригады, на оснащение которой должны были поступить танки Т-34-85. Личный состав был набран к ноябрю, но из-за нехватки танков вплоть до весны 1945 года бригада в бой не вводилась. К марту югославы получили 65 “тридцатьчетверок” и три бронемашины БА-64. Танки разделили на три батальона двухротного состава, каждая из которых располагала тремя отделениями по три Т-34-85 в каждом. Остальные танки использовались в качестве учебных и резервных.
Югославские Т-34 активно использовались на заключительном этапе боевых действий в Югославии и участвовали в освобождении Загреба и Триеста, где ожесточенное сопротивление оказывали не столько немецкие, сколько хорватские войска. Бои в районе этих городов продолжались и после официального завершения войны – 17 мая югославам пришлось перебросить под Триест 2-ю танковую бригаду, которая полностью очистила город к 21 мая. О характере боёв можно судить по такому факту – в течении мая-июня 1945 года бригада потеряла 15 танков, часть из которых удалось отремонтировать. После войны на основе обеих бригад было принято решение сформировать первые танковые дивизии Югославской Народной Армии (ЮНА). Личный состав и техника сохранялись, но к ним добавлялась мотострелковая бригада и части технического обеспечения. Правда, их создание затянулось по внешним причинам.
Из-за сложного политического положения в Греции, где вплоть до 1947 года шла гражданская война между правительством поддерживаемым англичанами и партизанами коммунистического движения, 12-го июля 1945 года 2-я бригада была переброшена под Скопье (Македония). На греческой границе танки оставались до 6 февраля 1946 года, когда был получен приказ “выдвигаться в неизвестном направлении”. На самом деле 2-я танковая бригада перебрасывалась под Триест, который итальянцы считали спорной территорией и всячески старались прибрать его к рукам. На северной границе началось сосредоточение сил с обеих сторон, наибольшая концентрация которых наблюдалась в Словении. Туда, с 8 по 14 февраля 1946 года, прибыли и “тридцатьчетверки”. Полностью развернуть основные силы, включавшие две танковые бригады на Т-34, удалось к 17 февраля, что было ещё одним доказательством серьёзности намерений югославской стороны отстаивать свои территориальные приобретения. Ещё одним неприятным фактом для союзников стала быстрота переброски бригады из одного конца страны в другой. Опасность со стороны югославских “тридцатьчетверок” оценивалась весьма высоко, тем более, что британские и американские войска в Италии располагали лишь “шерманами” и легкими танками, эффективность которых в прямом танковом сражении давно ставилась под сомнение. Реорганизация.
В марте 1946 года на базе частей 2-й бригады, оставшихся в Белграде, приступили к формированию 5-й танковой бригады. Помимо “свежих” Т-34-85 это подразделение получило несколько Т-34 образца 1943 г. Машины последнего типа была захвачены годом ранее после разгрома 10-го полицейского танкового батальона вермахта. Точное количество “тридцатьчетверок” оценить на тот момент достаточно трудно, поскольку часть машин находилась в ремонте. Одно можно сказать точно – танков этого типа было не менее 120 единиц. К ноябрю 1947 года, пока отношения с СССР не перешли в конфликтную стадию, ЮНА получила ещё 308 танков Т-34-85, 30 двигателей В-2-34, 20 коробок передач, 20 топливных насосов и других комплектующих. После очередного переформирования удалось укомплектовать три новые танковые бригады (1-ю,3-ю и 6-ю), которым надлежало иметь по 65 танков и три танка передавалось штабам. Семь Т-34 получила национальная гвардия и ещё 35 оставили на временное хранение в качестве резерва. Через год число “традцатьчетверок” составляло 425 единиц, но общее благополучие несколько смазывалось необходимостью провести ремонт 41 танка из состава 2-й танковой бригады. Самое интересное, что после ремонта 30 танков надлежало передать 7-й танковой бригаде, а другие 11 – отдельному танковому батальону. Учитывая внешнеполитическую обстановку танковые силы ЮНА были разделены на несколько дивизионов. В первый дивизион входили 1-я и 2-я бригады, как наиболее подготовленные к ведению боевых действий. Второй дивизион включал остальные три бригады. В целом, подобная расстановка сил оказалась оптимальной, но после разрыва отношений с СССР поставки запасных частей прекратились и техника начала приходить в негодность с поразительной быстротой. Так, на совещании высшего командного состава ЮНА, прошедшем в декабре 1950 года, Тито обратил внимание на то, что основная часть парка Т-34-85 требует значительного ремонта и модернизации. Основная проблема заключалась даже не в самих запчастях, а в отсутствии полного пакета документации по советским танкам. Дело доходило до того, что в строй вынужденно возвращались машины с 76-мм пушками. В итоге, на тот момента ЮНА могла рассчитывать только на 50% от всего парка “традцатьчетверок”.
"Тридцатьчетверка" с югославкой "изюминкой".
Впрочем, ремонт Т-34 силами югославских технических бригад проводился постоянно. В конце 1949 года для этой цели была выделена центральная ремонтная мастерская в Младеновце, которая не только вводила в строй новые машины, но и занималась их модернизацией. Благодаря стараниям югославских инженеров была разработана улучшенная модель, получившая название Teski Tenk “Vozilo A” или А-1. От советской модели заимствовали практически все узлы и агрегаты, за исключением башни. Её конструкция приобрела уникальную обтекаемую (эллиптическую) форму с двумя большими круглыми люками по бортам и вентиляционным куполом перенесенным на кормовую нишу. Лобовая часть башни получила 100-мм броню, борта – 82-86 мм, корма – 60 мм. По оценкам югославских специалистов подобная схема бронирования защищала от огня советских и американских 57-мм противотанковых пушек или 76-мм пушки ЗИС-3 на дистанции до 350 метров, в то время как для Т-34-85 этот же показатель составлял 320 метров.
Некоторым изменениям подвергся корпус. Из-за увеличенной массы башни толщина его лобовой бронеплиты была уменьшена до 50 мм, борта защищались 45-мм бронёй, крыша и днище – 20-25 мм. На бортах МТО предусматривалась установка дополнительных топливных баков общей ёмкостью 300 литров. Вооружение танка А-1 существенно не изменилось. Его основу по-прежнему составляла 85-мм пушка С-53, но оснащенная дульным тормозом. В некоторых источниках можно встретить утверждения, что вместо советского орудия устанавливалась немецкая 75-мм танковая пушка KwK 43. Возможно, работы в этом направлении проводились, но дальше опытной стадии они не продвинулись. Тем не менее, советский прицел ТС-15 был заменен на немецкий TZF, которые имелись после демонтажа с разбитых танков Pz.Kpfw.IV. Немецкая оптика имела угол обзора 16 и 4-кратное увеличение. Вместо курсового и башенного пулеметов ДТМ были установлены немецкие MG42, а на крыше башни монтировался американский 12,7-мм пулемет Browning M2. Угол вертикального наведения курсового пулемета был увеличен и составлял теперь от -9,4° до +16°. На югославском танке устанавливалась британская радиостанция SET-19WF с дальностью связи 10-15 км.
Проведенные доработки позволили улучшить боеспособность Т-34-85 на минимальном уровне. Недостатков у него оказалось больше, чем преимуществ. Масса югославского варианта возросла до 34700 кг, что при использовании стандартных гусеничных траков шириной 500 мм увеличило нагрузку на грунт до 0,91-1,00 кг\см.кв. Преимущества новой башни “сглаживались” её массой и уменьшенным по высоте куполом командирской башенки, что отрицательно влияло на обзор. В довершении всего, 85-мм уже не считалась мощным средством борьбы с танками противника. На фоне появления Т-54, “Centurion” и М46 (не говоря уже про Т-10 или “Conqueror”) югославская “тридцатьчетверка” смотрелась откровенно слабо. Из этого Генеральный штаб ЮНА сделал вывод, что А-1 не соответствует требованиям “холодной войны” и выпуск ограничился только 5 машинами.
ТТХ.
БОЕВАЯ МАССА: 33500 кг
ЭКИПАЖ, чел.: 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ:
Длина, мм - 6000 (по корпусу)
Ширина, мм - 3225
Высота, мм - 2700
Клиренс, мм - 420
ВООРУЖЕНИЕ: одна 85-мм пушка С-53, два 7,92-мм пулемета MG42 один 12,7-мм пулемет Browning
БОЕКОМПЛЕКТ: 50 выстрелов, 2000 патронов калибра 7,92-мм и 500 патронов калибра 12,7-мм
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: ?
БРОНИРОВАНИЕ:
лоб корпуса – 50 мм лоб башни - 100 мм борт башни - 82-86 мм борт корпуса - 45 мм корма - 40 мм крыша - 20-25 мм днище (передний лист) - 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ: В-2-34, дизельный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 500 л.с. при 1700 об.мин.; ёмкость баков - 550+330 литров
ТРАНСМИССИЯ: механическая, 5-скоростная КПП (4 передачи вперед и 1 назад), бортовые редукторы и фрикционы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ : (на один борт) 5 сдвоенных опорных катков диаметром 830 мм, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; гусеницы - стальные, мелкозвенчатые, гребневого зацепления, по 72 трака в каждой
СКОРОСТЬ: по шоссе - 50 км\ч по местности - 12 км\ч
ЗАПАС ХОДА : 220 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
Подъём, град - 35
Спуск, град - 40
Высота стенки, м - 0,73
Ширина рва, м - 2,50
Глубина брода, м - 1,30
СРЕДСТВА СВЯЗИ : радиостанция SET-19WF
|
[Сообщение # 1]
|
| |