Статьи Вокруг света Технологии
Как добывают железную руду в УкраинеДобыча железной руды — один из локомотивов украинской экономики
Не секрет, что основной приток валюты в бюджет Украины дает экспорт металла, ведь наша страна входит в десятку основных его продавцов на мировом рынке. Но мало кто задумывается о том, откуда берется столько стальных чушек и проката и почему они дешевле, чем у конкурентов.
По словам доктора геолого-минералогических наук, професора Владимира Михайлова, способствует этому уникальное геологическое строение земли на юго-востоке страны: там компактно расположены одни из крупнейших на планете залежей каменного угля, железных руд и марганца, без коего качественной стали не выплавишь.
Поэтому затраты на логистику низкие. Хватает руды и на экспорт, что тоже дает валюту в казну, ведь Украина занимает первое место в мире по запасам железных руд. И если из-за войны в Донбасе уголь мы, увы, теперь не продаем, а покупаем, то железная руда и продукция из нее по-прежнему идет за рубеж.
Как добывают руду, журналисты "Сегодня" увидели в Кривом Роге, где находятся 4 горнообогатительных комбината (ГОК): Северный — самый большой, Южный — самый старый, работает с 1955 г., Центральный — на нем руду добывают как открытым, так подземным способом и Ингулецкий — самый современный, ему всего полвека.
Гиганты. В ковше экскаватора помещается до 10 кубометров горной массы, которые весят около 30 тонн. Для полной загрузки 130-тонного БелАЗа нужно 4—5 ковшей.
МАСШТАБЫ. Человека, впервые оказавшегося на краю горнорудного карьера, впечатляют прежде всего его размеры и масштабы работ: они ведутся на глубине 300—500 м, размеры карьера за 50—60 лет выработки достигли в длину и ширину 3—4 км. Вывозят руду и пустую породу мощными карьерными самосвалами БелАЗ и "Катерпиллер", в кузовах которых, в зависимости от модели, помещается от 120 до 220 т груза (2—4 железнодорожных вагона). Под стать четырехколесным гигантам и погрузочная техника. Например, ковш гусеничного экскаватора имеет обьем 8—10 куб. м и за раз высыпает в кузов самосвала до 30 тонн измельченных взрывом тяжелых "булыжников".
Очевидно, что ведение работ в таких объемах требует миллиардных инвестиций. По словам генерального директора "Группы Метинвест" Юрия Рыженкова, в структуру которой входят Криворожские ГОКи, за 9 лет "Метинвест" инвестировал в ГОКи 26,3 млрд грн (это порядка 5% доходов госбюджета Украины на 2015 г.). При этом работать горнякам становится все сложнее, так как цены на металл и руду на мировых рынках с каждым годом снижаются, а себестоимость добычи растет. "За 1,5 года цена железной руды на внешних рынках упала более чем втрое, рента за ее добычу выросла в 18 раз, с 3,64 грн/т до 65,52 грн/т, сейчас балансируем на грани рентабельности, кроме того, есть проблемы с возмещением НДС. Ситуация стала улучшаться, но этого недостаточно", — говорит Рыженков.
Чтобы оставаться на плаву, на ГОКах внедряют передовые технологии, прежде всего это циклично-поточная транспортировка руды. По-простому — строятся подземные конвейеры, и на дробильные и обогатительные фабрики все большая часть руды поступает по ним и все меньше руды перевозится туда самосвалами. Выигрыш двойной: снижается себестоимость добычи (на $2—3 на тонне, или до 10%) за счет экономии солярки для самосвалов, расходов на ремонт и т. д. и улучшается экология.
Мирный взрыв. Раздробил скалу объемом со 100-этажный дом.
КАК ДОБЫВАЮТ. Разработка вскрытой (частично очищенной от земли и камня, которые вывозят в отвалы ж/д транспортом или карьерными самосвалами) твердой горной породы начинается с взрывных работ. Для дробления твердой породы используются ежемесячно сотни тонн взрывчатки. "Массовые взрывы проводятся дважды в месяц, потом разрабатывается порода, — говорит гендиректор Южного ГОКа Константин Федин. — Массовый взрыв — это значит, что одновременно взрывают несколько сотен скважин (каждая глубиной 15—16 м и диаметром до 30 см). На этот раз в 417 скважин заложено 306 т взрывчатки, которая измельчит 280 тыс. куб. м горной массы. В том числе 90 тыс. кубов вскрыши (которую надо будет вывезти в отвал) и 180 тыс. кубов руды".
Сирена, которая душераздирающе выла 15 минут, предупреждая всех на карьере, что сейчас рванет и надо еще раз убедиться, что люди и техника отведены на безопасное расстояние (500—700 м), отключены линии электропередач, смолкает. Взрыв! Тонны взрывчатки поднимают породу на десятки метров. Взрывная волна по ушам не бьет — далеко, но хорошо видно, как пылевое облако поднимается на добрую сотню метров. Постепенно оно оседает. Даже после столь мощного взрыва карьер почти не изменился, настолько он огромен, хотя в камни превратилась часть скалы размерами со 100-этажный дом. Теперь у горняков есть работа на ближайшие недели. Первыми "в бой" пойдут мощные бульдозеры, которые расчистят дорогу экскаваторам и самосвалам.
Начало пути. Добытую руду самосвалы везут на дробильную фабрику.
МИНИ-СЛОВАРИК ГОРНЯКА
Приводим значение некоторых геологических и технических терминов, которые встречаются в репортаже.
Вскрыша. Мягкие и твердые горные пустые породы (камень, песок), под которыми находятся полезные ископаемые.
Железистые кварциты. Бедная железом горная порода, содержит 25—40% железа, а например, магнитный железняк до 70%.
Рудный концентрат. Порошок, продукт обогащения полезных ископаемых, в котором содержание руды в 2—2,5 раза выше, чем в горной массе.
Окатыши. Рудный материал, прочные шарики из концентрата, размер 9—16 мм, получаемые путем обжига в печах. Окатыши хорошо транспортируются и хранятся. Используются в черной металлургии для выплавки из них стали.
Думпкар — ж/д вагон-самосвал. На ГОКах ими перевозят руду на обогатительные фабрики и пустую породу в отвалы.
Карьерный самосвал. Спецавтомобиль грузоподъемностью более 100 т.
ТЕХНИКА: имена поэтов и гетманов
Ингулецкий ГОК — единственный в Украине, где уже год обкатывается новая техника — два БелАЗа грузоподъемностью 220 т. Каждый обошелся в $2 млн (массово используемый здесь 130-тонный БелАЗ стоит $130 тыс.). По словам и. о. гендиректора ГОКа Александра Герасимчука, новинка себя оправдывает, ведь перевозка на нем каждой тонны руды обходится дешевле, чем на 120—130-тонных махинах, которых на карьере полсотни. Кстати, 220-тонник не самый большой БелАЗ, есть и 450-тонники, но они великоваты для наших карьеров.
Журналисту "Сегодня" разрешили подняться по крутому трапу в кабину 220-тонного исполина и посидеть в кресле водителя. Преодолев 13 ступеней и обзирая дорогу с почти 6-метровой высоты (габариты машины 13,4х8,4х6,6 м, мощность двигателя 2300 л. с., как у 25-ти легковушек, вес пустого — 156 т, диаметр колеса — более 4 м, а весит оно 5,5 т), вспомнил шутку о водителе БелАЗа, который смотрит на дорожные знаки только из любопытства. На самом деле дисциплина движения техники в карьере очень строгая, рассказал нам один из лучших водителей "Метинвеста" Геннадий Ступак. "Скорость разрешена не более 30 км/час (максимальная у БелАЗа — 50 км/ч), на поворотах надо быть особо внимательным, чтобы не перевернуться, не съехать в кювет", — говорит Ступак. Труднее всего водителям приходится ночью и зимой, ведь карьер работает круглые сутки и круглый год.
Главные трудяги на карьерах — 120 и 130-тонные БелАЗы. Почти все они имеют личные имена, как корабли. По словам Герасимчука, как назвать машину, решают сами рабочие. "У нас есть БелАЗы, названные в честь гетманов Украины, в честь лучших рабочих и руководителей". Один из 130-тонников — "Тарас Шевченко" — как раз подъехал на погрузку руды к экскаватору №34, эти машины, в отличие от БелАЗов, безымянные (как грузят БелАЗы — см. видео на сайте segodnya.ua). Проходит менее 10 минут, и заполненный рудой исполин медленно едет по серпантину к приемному бункеру дробилки (180 м ниже уровня земли) и опорожняет в него кузов. Здесь глыбы давят на куски размером до 30 см, и по подземному ленточному конвейеру длиной 3,4 км руда идет на поверхность на дробильную фабрику. Там ее разбивают на еще более мелкие части. На обогатительных фабриках их перемалывают в порошок в шаровых мельницах (огромные вращающиеся цилиндры со стальными шарами внутри), в которые насыпают несколько десятков тонн руды. Далее руда отделяется с помощью магнитов, пустая порода идет в отвал, а обогащенная руда на горнообогатительных фабриках превращается в рудный концентрат или окатыши. Содержание железа и там, и там в 2—2,5 раза выше, чем в руде (63—67%). Это для горняков — конечный продукт, себестоимость которого — $25—30 за тонну. Кстати, на Северном ГОКе я "добыл" кусочек руды, примерно полкило. По словам специалистов, в нем — 24—25% железа.
Сброс. Сто тридцать тонн руды сейчас окажутся в дробилке.
Дробилка. Перемалывает глыбы руды в булыжники размером 20—30 см.
Колесо. Его диаметр — более 4 м.
ГОКИ В ЦИФРАХ
Четыре ГОКа — это более 24 тыс. работников и 7 тыс. подрядчиков. Производят рудный концентрат (до 48 млн т в год) и окатыши (до 10 млн т в год). Средняя зарплата до 7000 грн/мес.
ЮЖНЫЙ. Площадь 6,18 млн кв. м. Размеры: 3х2,65 км, глубина 345 м. Старейший ГОК, начало добычи — 1955 г., добыто 1,5 млрд т руды, из нее произведено 700 млн т концентрата.
СЕВЕРНЫЙ. Площадь 68 млн кв. м (площадь Житомира). Два карьера — Первомайский: 3,3х2,5 км, глубина 475 м. Анновский: 5,25х1,2 км, глубина 300 м. Внедряется циклично-поточная (ЦП) технология добычи руды.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ. Три небольших карьера и шахта глубиной 690 м. Единственное предприятие, использующее открытый и подземный способы добычи руды.
ИНГУЛЕЦКИЙ. Размеры: 3,3х2,4 км, глубина 460 м. Используется ЦП-технология.
КАДРЫ: от босса до водителя
Виталий Лисовский, ветеран ИнГОКа
"Династия Лисовских-Бедновых отработала на Ингулецком ГОКе в сумме 270 лет. У нас все автомобилисты, три поколения, мой сын мечтает сесть за руль. Я начинал слесарем, сейчас — начальник цеха технологического транспорта".
Юрий Рыженков, гендиректор "Метинвест холдинг"
"За 9 лет "Метинвест" инвестировал в ГОКи 26,3 млрд грн. Основной обьем инвестиций направлен на техническое перевооружение, внедрение современных технологий (20,3 млрд грн), охрану труда (1,5 млрд грн), экологию (4 млрд грн) и социальную сферу (0,5 млрд грн). С 2006 г. уплачено в бюджеты всех уровней более 33 млрд грн. В рамках соцпартнерства с горвластями ГОКи выделяют ежегодно на развитие инфраструктуры Кривого Рога более 35 млн грн".
Геннадий Ступак, водитель БелАЗа
"Управлять БелАЗом не сложнее, чем троллейбусом, но ездить на нем по карьеру непросто. За смену проезжаю 130—150 км. Самое неприятное — менять колесо, надо ключом длиной 2 м открутить 24 гайки".
Источник
949 визитов ↳ 0 ответов | Ваше мнение о материале | Голосовало: 1 |