Статьи World of Tanks История
Танки Т-34: камуфляжТанки Т-34: камуфляж
Прототипы А-20, А-20Г и А-32, а также первые образцы танка Т-34, проходившие испытания, как правило, были окрашены в стандартный темно-зеленый цвет. Серийные танки красились в тот же цвет, который получил название "защитный, тёмно-зелёный" и официальное обозначение "4БО". Эта краска содержит базовый пигмент, который изготавливался в виде пасты и разбавлялся до необходимой концентрации растворителем, обычно бензином. Пигмент краски 4БО выпускали 3 химических (лакокрасочных) фабрики. Они же производили различные варианты уже готовой к употреблению краски различных тонов и оттенков, разбавленную растворителем. Такие краски предназначались для нанесения различной маркировки на корпус и башню танка.
Танк Т-34 со штампованной башней и в двухцветном камуфляже:
желто-песочные пятна на стандартной темно-зеленой основе. На боку башни заметен белый номер "268".
Ленинградский фронт, сентябрь 1943 года.
В 1939 году в НИИБТ (Научно-исследовательский институт бронетехники) были разработаны и испытаны образцы многоцветных камуфляжных схем. При этом использовались три основных краски: темно-зеленая 4БО, темно-коричневая 6К и черная 6РП (черная применялась как альтернативный оттенок темно-коричневой). Кроме этого, для вспомогательных оттенков применялись светло-коричневая 7К и желто-песочная. Для испытаний были выбраны следующие варианты камуфляжа:
- окраска танков пятнами темно-зеленого, темно-коричневого, песочного и светло-коричневого цветов;
- камуфляж танков из зеленого и светло-коричневого цветов;
- камуфляж танков из 2 тонов (зеленый и светло-коричневый) с включением пятен коричнево и песочного цветов.
|
|
|
Прототип А-32 (первая версия с пушкой Л-10), лето 1939 года. Танк полностью окрашен в темно-зеленый цвет (4БО).
|
Прототип А-34 на испытаниях в Кубинке, весна 1940 года. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет (4БО).
|
Танк Т-34 ранней серии со сварной башней и с пушкой Л-11 в трехцветном камуфляже. Юго-западный фронт, лето 1941 года.
|
Принципиально необходимо было увязать варианты камуфляжа с конкретным районом боевых действий. Камуфляж должен был соответствовать растительности и климатическим условиям в различных районах СССР. Было рекомендовано также сохранять пропорции набора красок и придерживаться стандартным схемам камуфляжа. В реальности многоцветный камуфляж использовался на небольшом числе советских танков, включая и Т-34. Пример стандартного многоцветного камуфляжа - это трехцветная схема из пятен темно-зеленого (4БО), темно коричневого (6К) и светло-коричневого (7К) цветов. Часть танков 4-го и 15-го механизированных корпусов, которые действовали в районе Западного военного округа СССР были окрашены именно таким образом.
Фотография Т-34 раннего выпуска с литой башней с пушкой Ф-34.
Танк брошен экипажем - типичный случай каких было много в начале
немецкого вторжения. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет
(4БО), на нем отсутствуют какие-либо тактические знаки.
Стоит отметить, что этот тип камуфляжа не был найден в официальном списке, рекомендованных НИИБТ по результатам испытаний 1939 года. Согласно некоторым источникам, этот камуфляж был внесен в список в начале 1941 года. Советская химическая промышленность того времени не отличалась большим разнообразием продукции и была способна выпускать лишь базовые цвета: темно-зеленый, светло- и темно-коричневый. Проблемы с регулярными поставками были дежурным явлением всей советской индустрии, и химическая промышленность не составляла исключения. Черная краска широко использовалась как в гражданской отрасли, так и в военной (например, для камуфляжа танков Т-28 и или окраски самолетов). Согласно другим данным, трехцветный камуфляж был признан стандартным для бронетанковых войск, дислоцированных на западной границе Советского Союза.
К концу 1941 года, когда проблема камуфляжной окраски стала вновь дискутироваться, образец 3-цветного камуфляжа появился в инструкции, подготовленной АБТУ (Автобронетанковое Управление РККА). Она содержала рекомендацию использовать для окраски темно-зеленый, светло- и темно-коричневый. Было предписано, что темно-зеленый цвет должен покрывать от 45 до 55% поверхности танка, светло- и темно-коричневые от 15 до 30%. Существовали и указания на расположение цветовых пятен, которые предназначались для искажения силуэта танка. Линия цветов не должна наноситься параллельно линиям очертаний машины и пятна камуфляжа не должны быть симметричными. Известно только несколько примеров трехцветного камуфляжа Т-34 за период 1942-1945 годов. Они были на небольшом количестве танков 164-й бронетанковой бригады (район Курска в 1943 году) и 4-й Гвардейской танковой армии (район Львов в 1944 году).
Нет сомнения, что основной цвет советских танков оставался неизменным в течение всей войны это была темно-зеленая краска (4БО). Известны и двухцветные камуфляжи, но они встречались довольно редко. Двухцветный камуфляж состоял из светло- или темно-коричневой краски или более редко- песочной. Он наносился поверх стандартной темно-зеленой краски. Ссылки на существование весеннего и осеннего камуфляжей не состоятельны, речь идет не более чем, об обычном двухцветном камуфляже. Однако, при анализе фотографий этого периода необходимо проявлять исключительную осторожность. Некоторыми исследователями различные типы световых пятен, вызванных влагой или нанесением новой краски поверх старой на танках часто интерпретируются как новый камуфляж. Перекрашенные в полевых условиях танки - обычное явление, поэтому свежие пятна краски не являются новым видом камуфляжа. Краска 4БО была не лучшего качества, к тому же из-за сложных климатических условий она облезала с танков кусками, образуя псевдокамуфляжные пятна. Проблему могли бы решить цветные фотографии, сделанные немцами, но таких снимков с Восточного фронта почти не осталось. Во время тяжелых боев под Сталинградом летом 1942 года некоторые танки поступали на фронт прямо из цехов СТЗ неокрашенными.
Зимой танки Т-34 окрашивались белой стираемой краской или известковым раствором. Стираемая краска выпускалась в некоторых вариантах, например так называемый тип В или темпера. Иногда танки целиком окрашивались белой краской, иногда белые пятна или полосы произвольной формы наносились на танк. Интересный образец зимней окраски появился на переломе 1941-42 годов на Т-34 в 1-й Гвардейской бронетанковой бригаде, а также в 4-й и 11-й бронетанковых бригадах. Здесь танки красились белой краской, и поверху наносились полосы имитирующие след колеса. При этом в качестве шаблона использовались решетки ( по этому признаку он получил название сетчатого камуфляжа, а также - "зимний лес"). Этот тип считался лучшим типом зимнего камуфляжа, его пытались использовать еще в конце 1930-х, однако он отличался повышенной трудоемкостью. Позже от него отказались и к концу войны он почти не встречался.
2118 визитов ↳ 0 ответов | Ваше мнение о материале | Голосовало: 12 |