Блог | Танкостроение
Самоходная установка СУ-76 (1часть)
27.09.2011 в 13:01:05 |
|
Просмотров: 1655 |
0 ответов
Дополнительные материалы:
- Р.Уланов "Коломбина".
- И.Кошкин "Шамраев Владимир Николаевич".
- выпуск самоходок СУ-76 (СУ-76М).
- G.Okonski "SU-76" (Kagero Topshots #38, 2007 г.)
Одной из самых распространенных и массовых
самоходных установок в годы Великой Отечественной войны была легкая
самоходная установка СУ-76 (СУ-76М). Эта машина использовалась в
качестве орудия сопровождения пехоты (конницы), а также как
противотанковое средство для борьбы с легкими и средними танками и САУ
противника. Для борьбы с тяжелыми машинами СУ-76 (СУ-76М) была
малоэффективна из-за слабой броневой защиты корпуса и недостаточной
мощности орудия. Но, несмотря на это она внесла свой вклад в разгром
войск противника.
Легкие самоходно-артиллерийские
установки в годы Великой Отечественной войны создавались на базе легких
танков Т-60 и Т-70 с установкой в броневой рубке 76,2-мм орудия ЗИС-3 на
заводах промышленности: завод № 38 (главный конструктор М.Н. Щукин), №
40 (главный конструктор Л.Ф. Попов) и Горьковском автозаводе (зам.
главного конструктора Н.А. Астров).
Установка оружия в броневом корпусе
САУ упрощала производство самоходных установок по сравнению с
производством танков и способствовала увеличению общего выпуска боевых
машин. Вместе с тем, она приводила к весьма ограниченным углам наводки
орудия в горизонтальной плоскости, что наряду с отсутствием спаренного,
курсового или лобового пулеметов сужало по сравнению с танками боевые
возможности САУ и обуславливало иную тактику их боевого применения.
К созданию легких самоходных
установок в начале марта 1942 года приступило специальное бюро
самоходной артиллерии, организованное на базе технического отдела
Наркомата танковой промышленности (НКТП} во главе с С.А Гинзбургом. С
использованием базы легкого танка Т-60 и агрегатов грузовых автомобилей
ЗиС и ГАЗ этим бюро был разработан эскизный проект унифицированного
шасси, предназначавшегося для создания различных типов самоходных
установок, включая и противотанковые. В качестве основного оружия на
данном шасси предполагалось установить 76,2-мм пушку с баллистикой
дивизионного орудия образца 1939 года (УСВ) или 76,2-мм танковую пушку
образца 1940 года (Ф-34). Однако С.А.Гинзбург предполагал значительно
шире использовать унифицированное шасси и предложил в трёхмесячный срок
совместно с конструкторами из МВТУ им. Баумана и НАТИ разработать целый
ряд боевых машин;
- 76,2-мм штурмовое самоходное орудие поддержки пехоты;
- 37-мм зенитный самоходный автомат;
- 37-мм зенитный танк с башенной установкой конструкции Савина;
- легкий танк с 45-мм пушкой большой мощности и 45-мм броней;
- бронированный спецтранспортер
пехоты и боеприпасов, на базе которого могли быть созданы санитарная
машина, машина технической помощи и самоходный миномет;
- артиллерийский тягач.
Подобная компоновочная схема
унифицированного гусеничного шасси САУ предусматривала переднее
расположение силовой установки (два двигателя ЗиС или ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ) и
кормовое размещение боевого отделения (десантного отделения или грузовой
платформы).
Две коробки передач были размещены по бортам в передней части корпуса. В
ходовой части предполагалось применять пять или шесть опорных катков на
каждом борту.
14-15 апреля 1942 года состоялся
пленум Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления
(Артком ГАУ), на котором также были подняты вопросы создания САУ.
Артиллеристами были выработаны собственные требования к самоходным
установкам, которые отличались от тактико-технических требований (ТТТ),
выдвинутых 2-м отделом НКТП.
Проектирование унифицированного
шасси было завершено к концу апреля месяца 1942 года. Однако средства
были выделены только на изготовление двух опытных образцов: 76,2-мм
самоходного штурмового орудия поддержки пехоты и 37-мм зенитной
самоходной установки. Ответственным исполнителем по изготовлению
самоходных установок был назначен завод № 37 НКТП. Специально для
унифицированного шасси по тактико-техническому заданию НКТП
конструкторское бюро под руководством В.Г. Грабина разработало вариант
дивизионной пушки ЗИС-3, получившей наименование - ЗИС-3Ш (Ш -
штурмовая). В мае-июне 1942 года заводом № 37 были изготовлены опытные
образцы штурмовой и зенитной самоходных установок, которые прошли
заводские и полигонные испытания.
По результатам испытаний в июне 1942
года последовало распоряжение Государственного Комитета Обороны (ГКО) о
скорейшей доводке машины и подготовке серии для проведения войсковых
испытаний. Но в связи с началом Сталинградской битвы, завод № 37 срочно
стал наращивать выпуск легких танков, а заказ на изготовление опытной
серии самоходных установок был отменен.
Выполняя решения пленума Арткома ГАУ
РККА от 15 апреля 1942 года о создании самоходно-артиллерийских
установок для поддержки пехоты в конструкторском бюро Уральского завода
тяжелого машиностроения им. Серго Орджоникидзе (УЗТМ) весной 1942 года
был разработан проект САУ с установкой 76,2-мм пушки ЗИС-5 на базе
легкого танка Т-40 (проект У-31). Непосредственная разработка проекта
самоходной артиллерийской установки была выполнена конструкторами КН.
Ильиным и А.Н. Шляковым совместно с конструкторами завода № 37, причем
установку орудия вел УЗТМ, а базу проектировал завод № 37. Во второй
половине октября 1942 года по решению правительства разработанный проект
самоходной установки У-31 был передан и КБ закола № 38, где он был
использован при разработке легкой самоходной артиллерийской установки
СУ-76.
В июне 1942 года распоряжением ГКО
была выработана совместная программа Наркомата вооружения (НКВ) и НКТП
по созданию новой "Системы самоходной артиллерии для вооружения Красной
Армии". При этом на НКВ возлагались задачи разработки и изготовления
артиллерийской части новых будущих самоходных артиллерийских установок, а
НКТП должен был заниматься созданием базовой машины. Общую координацию
работ по самоходным установкам должно было осуществлять специальное бюро
НКТП под руководством самого С.А. Гинзбурга - начальника
конструкторского отдела наркомата.
19 октября 1942 года по ходатайству
ГАУ РККА было принято постановление ГКО, согласно которому заводам
промышленности была поставлена задача к 1 декабря 1942 года изготовить
опытные партии самоходных установок: легких - с 37- и 76,2-мм пушками и
средних - со 122-мм орудием, а ГАУ РККА - в середине декабря провести
испытания изготовленных самоходных установок и результаты испытаний
доложить правительству.
Ответственными исполнителями по "штурмовым САУ" были назначены
Коломенский завод № 38 им. Куйбышева и Горьковский автозавод им.
Молотова, по зенитным САУ - завод № 37.
При создании "штурмовой САУ"
предполагалось остановиться на компоновочной схеме, предложенной
специальным бюро НКТП (с двумя параллельно установленными рядом
карбюраторными двигателями в передней части машины и просторным боевым
отделением в корме).
В соответствии с заданными ТТХ в
ноябре 1942 года Горьковский автозавод и завод № 38 представили на
испытания свои опытные образцы "штурмовых САУ", вооруженных 76-мм
дивизионной пушкой ЗИС-3. Самоходная установка Горьковского автозавода
имела индекс СУ-71, а машина завода № 38 - СУ-12.
Кроме того, постановлением ГКО и
приказом Наркомата обороны (НКО) от 25 ноября 1942 года в ГАУ РККА было
создано Управление механической тяги и самоходной артиллерии, в
обязанности которого входила организация всего производства, снабжения и
ремонта самоходных установок. Формирование частей было возложено на
вновь организованный учебный центр самоходной артиллерии, подчиненный
управлению формирований Главного управления командующего артиллерии
РККА.
Созданная в КБ Горьковского
автозавода под руководством Н.А. Астрова самоходная установка СУ-71 была
разработана на базе унифицированного шасси, предназначавшегося для
создания машин различного назначения, и относилась к типу полузакрытых
самоходных установок. В ее конструкции были использованы узлы и агрегаты
легких танков Т-60 и Т-70. Всего осенью 1942 года было изготовлено два
опытных образца, один из которых в ноябре того же года прошел заводские
испытания.
При проведении полигонных испытаний
самоходной установки СУ-71 была выявлена неудовлетворительная работа
системы охлаждения САУ. Для обеспечения нормальной работы системы
охлаждения требовалась значительная переработка машины. 19 ноября 1942
года приемочная комиссия составила акт, согласно которого самоходная
установка СУ-71 была признана не отвечавшей требованиям технического
задания и не обладавшая надлежащей надежностью.
Кроме того, в зависимости от
установленного вооружения (при установке 37-мм зенитной пушки - зенитная
самоходная установка СУ-72) гусеничные шасси имели значительные
конструктивные и технологические различия между собой и не имели
преемственности с выпускавшимися на Горьковском автозаводе машинами, что
при организации серийного выпуска потребовало бы значительного
переоснащения всего производства, неприемлемого в условиях военного
времени. Дальнейшие работы по данной машине были прекращены в связи с
принятием на вооружение самоходной установки СУ-12 (СУ-76) конструкции
С.А. Гинзбурга, поставленной на производство на заводе № 38.
Опытный образец самоходной установки
СУ-12 разработанный в октябре-ноябре 1942 года в КБ завода № 38 под
руководством главного конструктора М.Н. Щукина по проекту С.А. Гинзбурга
был изготовлен заводом (г. Киров) в ноябре 1942 года.
Машина была создана КБ с
использованием агрегатов легких танков Т-60 и Т-70 и относилась к типу
закрытых самоходных установок. Схема общей компоновки предусматривала
переднее расположение трансмиссии и ведущих колес, а также кормовое
размещение неподвижной броневой рубки и установку двух работавших
параллельно двигателей по бортам в средней части корпуса.
Командир машины и заряжающий
находились у правого борта броневой рубки, наводчик слева от пушки. Для
наблюдения за полем боя в крыше рубки устанавливался перископ-разведчик,
который имел шкалы измерения углов для корректирования стрельбы.
В походном положении этот прибор укладывался внутри машины. Кроме того, в
специальных отверстиях на крыше рубки САУ и в ее бортах, закрывавшихся
броневыми крышками, могли устанавливаться еще три смотровых зеркальных
прибора. Рабочее место механика-водителя САУ было оборудовано в центре
отделения управления в носовой части корпуса. У механика-водителя имелся
свой входной люк, располагавшийся в верхнем лобовом листе корпуса, в
крышке которого устанавливался смотровой перископический зеркальный
прибор. Посадка и выход экипажа, а также загрузка боекомплекта
производились через двухстворчатую бронедверь, располагавшуюся в верхнем
кормовом листе боевой рубки. Кроме того, на первых машинах в правой
части нижнего кормового наклонного листа боевого отделения имелся
аварийный люк.
76,2-мм пушка ЗИС-3 образца
1942 года с клиновым затвором и полуавтоматикой механического
(копирного) типа без каких либо изменений была установлена в боевом
отделении этой машины на станке. Ось орудия устанавливалась в
подшипниках, закрепленных на переднем листе рубки. Две боковые распорки
станка пушки были связаны с бортами корпуса машины. Выходящие за броню
рубки противооткатные устройства были прикрыты подвижной бронировкой, а
возникавшая вследствие этого неуравновешенность качаюшейся части была
устранена за счет установки на люльке орудия специального груза. Для
ведения стрельбы прямой наводкой использовался штатный прицел ЗИС-3, для
стрельбы с закрытых огневых позиций - панорамный прицел (в машине
укладывались две панорамы Герца, одна из них запасная). Подъемный
механизм пушки секторного типа обеспечивал углы вертикальной наводки от
-2,50 до + 250. Винтовой поворотный механизм позволял иметь углы
горизонтальной наводки ±150. Скорострельность орудия составляла 8
выстр./мин. Однако высокая загазованность боевого отделения при стрельбе
затрудняла работу экипажа. В боекомплект пушки входили 60 выстрелов с
бронебойно-трассирующими (БР-350А, БР-350Б, БР-350СП),
осколочно-фугасными (ОФ-350), осколочными (О-350А), фугасными (Ф-354,
Ф-354Ф) и кумулятивными (БП-353Л) снарядами. Кроме того, в зависимости
от вида предстоящих боевых действий, в состав боекомплекта установки
могли входить выстрелы со шрапнелью пулевой (Ш-354Т, Ш-354), шрапнелью
стержневой (Ш-361), шрапнелью Гартца (Ш-354Г), дымовым (Д-350) и
зажигательным (З-350) снарядами. Бронебойный снаряд массой 6,5 кг имел
начальную скорость 662 м/с, его бронепробиваемость на дистанции 500 м
составляла 71 мм.
В апреле 1943 года в боекомплект был
введен подкалиберный бронебойно-трассирующий снаряд (ВР-354П), который
при массе 3,05 кг имел начальную скорость 950 м/с и на дистанции 500 м
пробивал броню толщиной 100 мм. Начальная скорость осколочно-фугасного
снаряда при массе 6,2 кг составляла 680 м/с. Выстрелы размещались в
боевом отделении у бортов корпуса в специальных гнездах. В боевом
отделении на бортах рубки укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета
ППШ с боекомплектом 1065 патронов (15 дисков) и ручные гранаты Ф-1 (в
трех специальных ящиках на правом борту рубки).
Броневая защита корпуса и рубки -
противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 7, 10,
15, 25 и 35 мм, устанавливавшихся наклонно. Верхний лобовой лист корпуса
толщиной 25 мм имел угол наклона от вертикали 60", нижний лобовой лист
корпуса толщиной 35 мм - 30". На верхнем лобовом листе корпуса помимо
люка механика-водителя имелись два люка, предназначавшихся для доступа к
агрегатам трансмиссии, закрывавшиеся броневыми крышками. В нижнем
лобовом листе имелось два лючка для заводной рукоятки, закрываемые
броневыми крышками на болтах. Кроме того, к этому листу приваривались
два буксирных крюка.
Самоходные установка СУ-76 (СУ-12) с демонтированной крышей. Июль 1943 года.
Крыша над моторным отделением
кренилась к корпусу с помощью болтов. Для доступа к двигателям в
передней части надмоторной крыши у правого и левого бортов имелись два
специальных люка, закрываемых откидными броневыми крышками на петлях. В
местах расположения люков в бортах корпуса были сделаны отверстия
воздухопритоков, закрывавшиеся броневыми коробами. В кормовой части
крыши моторного отделения за надмоторными люками были сделаны два лючка
для доступа к заливным горловинам двух топливных баков (правого и
левого), закрывавшиеся броневыми крышками на болтах. Каждый бортовой
лист корпуса состоял из двух частей, сваренных между собой. В верхней
средней части бортовых листов были приварены броневые короба системы
жалюзи для выхода охлаждающего воздуха от вентиляторов системы
охлаждения двигателей. К бортовым листам кренились на болтах по три
кронштейна поддерживающих катков и надгусеничные полки. В нижней части,
напротив переднего и заднего балансиров подвески устанавливались упоры с
резиновыми подушками. Корма корпуса самоходной установки состояла из
двух броневых листов: нижнего наклонного и верхнего вертикального. С
правой и левой стороны наклонного листа и к бортовым листам с помощью
болтов крепились кронштейны механизма натяжения гусеницы, по середине
листа - буксирный крюк. На заднем вертикальном листе корпуса был
приварен специальный карман, который закрывался броневой крышкой на
петлях и предназначался для облегчения посадки в боевое отделение.
Сварное днище корпуса машины было усилено поперечными балками
коробчатого сечения, внутри которых располагались торсионные валы
подвески. В днище имелись двенадцать вырезов (но шесть с левой и правой
стороны), в которые были вставлены и приклепаны кронштейны подвески, а
также лючки, которые предназначались для доступа к пробкам сливных
горловин узлов и агрегатов силовой установки и трансмиссии. Эти лючки
закрывались броневыми крышками на болтах.
Броневая
рубка представляла собой усеченную пирамиду, которая крепилась к
корпусу машины с помощью сварки. Лобовой броневой лист рубки толщиной 35
мм имел угол наклона от вертикали 25". В лобовом листе была сделана
амбразура под установку орудия. В кормовой наклонной стенке имелись
двухстворчатые дверцы, предназначавшиеся для входа и выхода боевого
расчета, а также и для загрузки боекомплекта. В броневой крыше рубки был
вырезан люк для головки панорамного прицела, над которым с зазором
устанавливалась броневая крышка. В крыше рубки у правого и левого
бортов, а также справа от амбразуры орудия для установки смотровых
приборов были сделаны специальные лючки, закрывавшиеся броневыми
крышками на петлях. В правом углу крыши был установлен броневой стакан
антенного ввода. Слева от него имелось отверстие под установку
перископа-разведчика. Смотровые лючки, закрывавшиеся броневыми крышками,
располагавшиеся в бортах и левой створке входной двери боевого
отделения, использовались как для наблюдения, так и для стрельбы из
личного оружия. Кроме того, в лобовом листе рубки справа и слева от
амбразуры орудия имелось по одному отверстию для стрельбы из личного
оружия, закрывавшемуся броневой пробкой. Для вентиляции боевого
отделения в кормовой части крыши и входных дверец был сделан специальный
люк, закрывавшийся броневой крышкой на петлях.
Схема бронирования СУ-76
В
ходе эксплуатации машины, особенно в летних условиях, была выявлена
плохая вентиляция боевого отделения. Поэтому уже в первых числах июля
месяца 1943 года НКТП было рекомендовано демонтировать крышу боевой
рубки вплоть до фартука перископического прицела, или установить на
крыше вытяжной вентилятор. Вытяжной вентилятор установлен не был, а вот
крыша боевой рубки на отдельных машинах была демонтирована.
Подвижная
бронировка качающейся части пушки состояла из нескольких листов,
сваренных в одно целое и прикрепленных к люльке болтами. Спереди
бронировка накрывалась двумя щитками, которые крепились к основной части
бронировки шестью болтами. С правой стороны в бронировке был сделан
люк, который предназначался для доступа к пробке тормоза отката и к
гайкам сальника тормоза отката и накатника. Снаружи люк закрывался
специальной крышкой на болтах.
1655 визитов ↳ 0 ответов | Ваше мнение о материале | Голосовало: |