|

27.09.2011 в 13:09:00 | Добавил: rayven | Просмотров: 1663 | 0 ответов

Самоходная установка СУ-76
Силовая установка состояла из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 жидкостного охлаждения, установленных параллельно вдоль бортов корпуса. Общая мощность силовой установки составляла 140 л.с. (103 кВт). На всех двигателях устанавливались карбюраторы марки "М-1" со специальной регулировкой. Система зажигания была батарейная. Пуск двигателей производился с помощью двух электростартеров СТ-06 мощностью 2 л.с. (1,5 кВт) каждый или вручную с помощью механизмов ручной заводки, привернутых к картерам коробок передач. Включение стартеров отдельное - для каждого двигателя. Правый двигатель был оборудован пусковым подогревателем. В систему охлаждения каждого двигателя входили: водяной радиатор, водомасляный радиатор, водяной насос, вентилятор, водяные и маслопроводы. Циркуляция воды осуществлялась с помощью водяного насоса, установленного на двигателе и приводимого в действие клиновым ремнем от шкива, установленного на носке коленчатого вала двигателя. Емкость системы охлаждения правого двигателя с пусковым подогревателем составляла 48 л, левого двигателя - 38 л. В системе воздухоочистки использовались двойные воздухоочистители масляного типа. Емкость двух топливных баков составляла 400 л. Запас хода машины по шоссе достигал 250 км.
Механическая трансмиссия САУ располагалась в передней части корпуса и состояла из двух однодисковых главных фрикционов сухого трения (сталь по асбесто-бакелиту), двух четырехступенчатых коробок передач типа ГАЗ-ММ, двух главных передач, соединительного вала, а также двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух бортовых редукторов. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления были механическими, непосредственного действия. Дополнительная фрикционная муфта, установленная разработчиками на соединительном валу была предназначена разрывать жесткую связь между левой и правой главными передачами.


Двигатель ГАЗ-203.

Для синхронности включения и выключения в коробках передач одноименных пар шестерен был предусмотрен специальный механизм, а также блокировочные устройства, связанные с механизмом выключения главного фрикциона. Параллельное расположение двигателей создавало замкнутый колебательный контур, что приводило к частым поломкам деталей коробок передач. Кроме того, при переключении передач не было полной синхронизации между коробками передач и происходило ударное нагружение и срезание зубьев шестерен. Машина развивала максимальную скорость по шоссе до 44 км/ч.
В ходовой части использовались индивидуальная торсионная подвеска, мелкозвенчаты о гусеницы с ОМШ, два ведущих колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц, двенадцать опорных и шесть поддерживающих катков с наружной амортизацией такой же конструкции, как у танка Т-70. Ширина трака гусеницы составляла 300 мм.
Электрооборудованне машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи типа ЗСТЭ-112, соединенные последовательно, общей емкостью 112 А ч и генератор Г-64 мощностью 250 Вт с реле-регулятором РРА-44 или генератор ГТ-500 мощностью 500 Вт с реле-регулятором РРК-ГТ-500. Для внешней радиосвязи устанавливалась радиостанция 9Р (9РМ или 12РТ) и внутреннее переговорное устройство ТПУ-ЗР или ТПУ-Ф. Для связи командира с механиком-водителем использовалась световая сигнализация (сигнальные цветные лампочки).
По результатам всех полигонных испытаний самоходной установки СУ-12 2 декабря 1942 года ГКО принял постановление о развертывании производства самоходных установок и оснащении ими частей Красной Армии. Государственные испытания опытного образца СУ-12 прошли на Гороховецком артиллерийском научно-испытательном опытном полигоне (АНИОП) в период с 5 по 19 декабря 1942 года. По результатам испытаний комиссия рекомендовала принять самоходную установку на вооружение РККА после устранения недостатков, выявленных в ходе испытаний. Самоходная установка СУ-12 под маркой СУ-76 была принята на вооружение РККА. Ее серийное производство было развернуто на заводе № 38 и продолжалось до июля 1943 года.
К 1 января 1943 года была изготовлена первая серия самоходных установок СУ-76 в количестве 25 машин, которые были направлены в учебный центр самоходной артиллерии. Эти машины вошли в состав двух первых самоходно-артиллерийских полков, которые находились в подчинении начальника артиллерии Красной Армии и приказом НКО от 10 января 1943 года "Об усилении огневой мощи бронетанковых и механизированных войск" предназначались для передачи (полков) в танковые и механизированные корпуса.

Лёгкая самоходная установка СУ-76М
(вид на правый борт).
Однако в связи с начавшейся операцией по прорыву блокады города Ленинграда два первых сформированных полка (1433-й и 1434-й) решением ставки ВГК в конце января 1943 года были направлены на Волховский фронт для использования их в качестве артиллерии сопровождения пехоты и танков.
В начале 1943 года продолжалось формирование однотипных легких, средних и тяжелых самоходных артиллерийских полков в составе 4-6 батарей.
Уже первый опыт применения самоходных установок показал, что они лучше других видов артиллерии способны четко решать задачи непосредственной поддержки и сопровождения пехоты и танков в течение всего периода наступления и полностью себя оправдали при прорыве глубокоэшелонированной обороны противника.
В отношении вопросов технического усовершенствования конструкций самоходных установок был получен богатый материал, который выявил необходимость улучшения условий работы экипажа, совершенствования средств связи, приборов наблюдения и др.
В связи с тем, что в ГАУ РККА отсутствовал опыт эксплуатации и ремонта базовых машин, применявшихся при изготовлении самоходных артиллерийских установок СУ-76 и СУ-122, то на заседании ГКО, состоявшемся 24 апреля 1943 года постановили решение разных вопросов производства всех САУ, технического обеспечения и формирования частей самоходной артиллерии передать в ведение командующего бронетанковыми и механизированными войсками РККА. С этого времени все дальнейшие работы по совершенствованию имевшихся и по созданию новых образцов самоходно-артиллерийских установок проводились через Главное бронетанковое управление (ГБТУ), в котором 21 мая 1943 года было организовано Управление самоходной артиллерии (УСА).
По завершении первых десяти дней войсковых будней, заводские команды были большей частью сменены фронтовыми экипажами, и самоходки включились в плановые бои, которые прошли 13-15 февраля в районе Смердыни.
Однако к моменту начала этих боев большинство СУ-76 уже вышли из строя, причиной которого были поломки коробок передач и главных валов, которые не выдержали условий фронтовой эксплуатации. Но в то время это еще не вызвало опасений.
Казалось, что на поверхности лежит самое простое решение - усилить конструкцию валов, что легко было выполнено. Но такие «усиленные» машины начали выходить из строя даже чаще, чем прежние. Стало понятно, что машины обладают глобальным конструктивным дефектом. Поэтому 21 марта 1943 г. производство СУ-12 было остановлено до выяснения причин возникновения дефектов и путей их возможного устранения. Всего было выпущено 560 машин данного типа.
Чтобы скомпенсировать вынужденное снижение объемов выпуска СУ-76, остро требовавшихся на фронте и восполнить их количество, пока не будет найдено эффективное решение, заводу № 37, эвакуированному в Свердловск, 20 марта 1943 г. был дан заказ на изготовление 200 шт. 76-мм СУ-С-1 (СУ-76(И)) на базе трофейного ганка PzKpfw III. Всего до осени 1943 г. заказчиком было принято 201 шт. таких САУ, после чего их производство более не возобновлялось, так как конструктивный дефект в отечественных легких САУ был преодолен.
Однако это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в процессе работы двух двигателей на общий вал необходимо было синхронизировать их обороты, так как иначе на валу возникали крутильные колебания, резонансная частота которых находилась в рабочем диапазоне оборотов мотора. Самое страшное, что ее пиковое значение приходилось как раз на наиболее нагруженный режим работы, соответствующий движению САУ на второй передаче по глубокому снегу и грязи. Надо было срочно найти способ устранения резонансов крутильных колебаний, чем и занялось спецбюро САУ и ОГК НКТП в целом. Работы велись по двум направлениям: гашение крутильных колебаний рабочего вала, или синхронизацию работы моторов.
Синхронизация моторов, расположенных на расстоянии друг от друга, тем более когда между ними сидел механик-водитель, выливалась в отдельную проблему. Это было принципиально возможно только в случае повторения пути горьковских танкостроителей - максимальному сближению моторных агрегатов, что вело к серьезной переделке конструкции САУ в целом, а значит - реальной и длительной остановке их выпуска в то время, как они остро требовались для предстоящих летом 1943 г. наступательных операций.


Самоходная установка СУ-76М на испытаниях. Завод №38, лето 1943 г.

Поэтому С.А.Гинзбург и М.Щукин избрали другой путь - гашение резонансов крутильных колебаний на валу. В марте-апреле 1943 г. в Кирове прошли испытания машины СУ-12М. отличавшейся от СУ-12 рядом усовершенствований. Между моторами и КПП были установлены две пружинные упругие муфты, а между двумя главными передачами на общем валу - фрикционная проскальзывающая муфта. Моторы дополнили подмоторными амортизаторами. Принятые меры резко снизили аварийность главных передач СУ-12М. Необходимость в легких САУ была столь велика, что в мае 1943 г. СУ-12М пошли в серию под индексом СУ-76М.
Самоходная установка СУ-76М поступила в серийное производство сразу на трех заводах (№ 38, 40 и ГАЗ), которое продолжалось до ноября 1945 года. В 1944 году, когда производство бронетанкового вооружения в СССР достигло своего максимума, выпуск самоходных установок СУ-76М количественно составлял около 25% объема от всего производства бронетанкового вооружения и техники.
Здесь необходимо сделать некоторое грустное отступление, от истории машины к судьбе человека. Дело в том, что весной 1943 г. по приказу Ставки для расследования причин невыполнения заказов НКО по 76-мм СУ-76 (СУ-12) и.о. наркома танковой промышленности И.Зальцман образовал специальную комиссию под собственным председательством. Комиссия работала споро и быстро, но не нашла других причин невыполнения заказов, кроме виновных. Таковыми были объявлены С.А.Гинзбург (к тому времени - начальник Отдела Главного Конструктора НКТП), а также директор завода № 38 Яковлев и бывший главный конструктор завода № 37. Но если последние подверглись довольно легкому наказанию (временное отстранение от руководства работами и выговоры, то начальник ОГК НКТП, как «главный виновный» был в апреле 1943 г. отправлен на фронт начальником ремонтной службы одного из танковых корпусов. Вскоре И.Сталин поинтересовался что сделано по устранению дефектов СУ-76 и как восполнена их недостача. А узнав, что деятельность наркомата ограничилась наказаниями, он обрушил на головы руководства НКТП свой гнев, изложенный в двух письмах и телеграмме, где «... подобное наказание талантливого конструктора и танкостроителя СССР, товарища Гинзбурга...» называлось «...гнусным преступлением!», а «...фактическое бездействие руководства наркомата...» по его мнению, «...оставило Красную армию совсем без самоходной артиллерии». С.А.Гинзбург был отозван с фронта приказом Ставки, но было поздно, так как отозвание, по воспоминаниям Л.Горлицкого, пришло лишь через один, или два дня после его трагической гибели.

Командир 1-го дивизиона - капитан В.З. Васильев.


Его механик-водитель - старшина Н.И. Лихоманов

8-я самоходно-артиллерийская бригада. Белорусский фронт, февраль 1944 года.

Как бы то ни было, к лету 1943 г. СУ-76М (СУ-12М) пошли в войска и учебные подразделения. Их массовое боевое применение имело место на Курской дуге и именно тут родились устойчивые слухи о ненадежности механизмов СУ-76, продержавшиеся всю войну и тут же появились первые уничижительные клички в адрес этой боевой машины, в частности «братская могила четырех танкистов», «сука» и «душегубка». Это объяснялось отчасти и тем, что САУ отдали в подчинении танковых войск, а это было чревато тем, что большинство из них применялись большей частью именно как танки без башни. И потому отработанная еще в самом начале года тактика часто менялось с точностью до наоборот - сравнительно толстобронные танки шли под прикрытием СУ-76/СУ-76М, защищенных противопульной броней. Но были и другие причины,
Лето было жарким и СУ-12M, практически не имевшая нормальной вентиляции боевого отделения, была обозвана «душегубкой», как впрочем, и СУ-76(И) испытывавшая в это время сходные проблемы. Уже в первых числах июля Наркоматом было рекомендовано демонтировать «вплоть до фартука перископического прицела» крышу боевой рубки, или установить на крыше СУ-76М дополнительный вытяжной вентилятор. Машина со снятой крышей понравилась в войсках несмотря на то, что дождь лил на головы экипажа, а закрепить брезент было непросто.
Механики-водители тоже не особо любили СУ-12М, так как сидеть посередине между моторами было довольно неприятно, как не очень удобо было оперировать для управления САУ одной рукояткой, обслуживающей два КПП, издававшими из-за несинхронной работы множественные посторонние шумы. Случавшиеся поломки механизмов также не добавляли любви этим машинам.
И хоть по надежности работы они уже почти не отличались от средних САУ, ремонтировать их все-таки приходилось большей кровью, так как ремонт почти всегда сводился к замене КПП, главного вала или главных передач.
Радикальная модернизация СУ-76М, как говорится, назрела и вскоре состоялась. Однако отдельные машины типа СУ-12M дожили в войсках до середины 1944 г, когда приказом нач. Бронетанкового управления КА были выведены в учебные подразделения.
Все выпущенные в годы войны танковой промышленностью образцы самоходных установок показали высокие боевые качества, особенно в отношении маневренности и бронепробиваемости, а по основным показателям не уступали соответствующим образцам самоходных орудий Вермахта и полностью оправдали себя с производственной точки зрения.
Схема бронирования СУ-76М

| | | | Теги: СУ-76

1663 визита
↳ 0 ответов
Ваше мнение о материале 0 из 10
Голосовало:
="uForm uComForm">
avatar
close