27 июня 1931 года в СССР начались испытания экспериментального среднего танка, построенного по проекту немецкого инженера-конструктора Эдуарда Гротте.
Э. Гротте возглавлял группу специалистов из Германии, прибывшую в Советский Союз в марте 1930 года. Группа получила задание на разработку танка массой около 20 тонн, вооруженного 76,2-мм и 37-мм пушками, а также пулеметами. Специально под этот проект на ленинградском заводе «Большевик» было создано конструкторское бюро, в состав которого, наряду с немцами, вошли молодые советские специалисты.
Результатом работы бюро стал двухбашенный средний танк ТГ-1 (Танк Гротте). Для своего времени машина была чрезвычайно новаторской. Впервые в истории мирового танкостроения в ней были использованы полностью сварные башня и корпус. Листы брони имели рациональные углы наклона. Коробка передач обеспечивала танку возможность двигаться задним ходом с той же скоростью, что и вперед. Управление танком осуществлялось не рычагами, а рукояткой, как в самолете. Благодаря пневматическому усилению существенно упрощалась работа механика-водителя. Ходовая часть, состоявшая на каждый борт из 5 опорных катков, 4 поддерживающих роликов, ленивца и ведущего колеса кормового расположения, имела трехуровневую систему амортизации для максимально мягкого хода.
ТГ-1 был вооружен самой мощной танковой пушкой в мире на тот момент — 76,2-мм орудием А-19 конструкции Павла Сячинтова. В качестве вспомогательного орудия использовались 37-мм пушка ПС-1 того же конструктора и пять пулеметов. Вооружение располагалось в три яруса, чтобы обеспечить массированный огонь во всех направлениях.
При всех своих плюсах танк Гротте так и не пошел в серийное производство. Все новшества, которые конструктор заложил в него, привели к запредельной стоимости этой боевой машины. Кроме того, советская промышленность в начале 30-х годов была недостаточно развита, чтобы обеспечить надлежащее качество выпускаемых узлов и деталей ТГ-1. Как следствие, танк был ненадежен.
В 1933 году Эдуард Гротте покинул Советский Союз.
Благодаря танку ТГ-1 было накоплено немало полезного опыта, который впоследствии был применен в проектировании других советских машин. Известный советский танковый конструктор Николай Всеволодович Барыков начинал свою карьеру именно под руководством Э. Гротте.