04.03.2009 в 11:07:46 | Добавил:rayven | Просмотров:2322 | 0 ответов
Попытавшись превзойти по производительности карту HD4870 X2 от ATI, компания Nvidia выпустила новую двуядерную графическую карту GTX 295, которая стала быстрейшей видеокартой на рынке на сегодняшний день. Фанатам же ATI стоит сказать спасибо компании Nvidia, ведь снижение цен на HD4870 X2 связано именно с выпуском GTX 295.
Что вы делаете, когда высокопроизводительная видеокарта вашего основного конкурента использует два графических процессора GPU и работает быстрее, чем высокопроизводительная плата вашей линейки? Конечно, выпускаете свою собственную двухпроцессорную карту! Именно такую тактику применила компания Nvidia со своей новейшей платой GeForce GTX 295, основанной на 55нм версии чипа GT200, который вы уже могли видеть в видеокартах GeForce GTX 260 и 280.
Переход с технологии 65нм на технологию 55нм позволил уменьшить новый чип GT200 в размерах и сделать его более приемлемым по цене для производства, как, впрочем, и более приемлемым с точки зрения энергопотребления. Все это было необходимо для реального производства двухпроцессорной графической карты, т.к. оригинальный чип GT200, выполненный по технологии 65нм, содержал в себе 1.4 миллиарда транзисторов и обладал гигантской площадью в 576 кв.мм, что делало его производство очень дорогим. Кроме того, потребление энергии этим чипом было слишком большим, чтобы разметить два таких чипа на одной карте, которая при этом не смогла бы соответствовать спецификациям PCIe без значительного снижения тактовых частот. Однако с чипом, выполненным по технологии 55нм, удалось снизить его размер до примерно 400кв.мм и уменьшить его энергопотребление, что в результате позволило компании разместить два таких чипа на одной графической карте.
Впрочем, новинка все еще является дорогим предложением. Связано это с наличием в карте большого объема GDDR3 памяти, двух печатных плат и все еще примерно 800кв.мм кремния и 2.8 миллиардов транзисторов. Все это делает саму новинку больше, а ее производство более дорогим, чем производство карты ATI Radeon HD 4870 X2, основанной на двух чипах RV770, размер которых 276кв.мм и размещены которые на одной плате.
В настоящее время Nvidia настолько убеждена в производительности своей карты, что пока поддерживает ее цену весьма агрессивной – рекомендованная производителем цена составляет примерно $500. Да, возможно, карта и действительно в большинстве случаев превосходит по производительности плату Radeon HD 4870 X2, но насколько? И является ли она наилучшей, учитывая снижение цен от ATI? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в ходе нашего дальнейшего обзора.
GeForce GTX 295 | Скорости и ценники
Давайте рассмотрим спецификации новой двухпроцессорной GeForce GTX 295. Заметьте, что в плате используются те же самые чипы GT 200 GPU, хотя и выполненные по технологии 55нм (а не по 65нм) и уменьшенные в размерах, которые мы уже видели на картах GeForce GTX 260 и 280.
Видеокарта
GeForce GTX 280
Radeon HD 4870 X2
GeForce GTX 295
Цена
~$390
~$500
~$500
Чип GPU
GT 200
RV770 x2
GT200b
Технология производства
65нм.
55нм.
55нм.
Число транзисторов
1.4 миллиарда
1.9 миллиарда
2.8 миллиарда
Частота ядра
602MHz
750MHz
576MHz
Частота потоковых процессоров
1.29GHz
750MHz
1.24GHz
Частота памяти
2.2GHz DDR
3.6GHz DDR
2.0GHz DDR
Число потоковых процессоров
240
1600
240х2
Текстурные единицы
80
80
80х2
ROP (Render back-end)
32
32
28х2
Буфер кадра
1024МБ
2ГБ
1792МБ
Интерфейс памяти
512 бит
2х256 бит
448бит х2
Пропускная способность памяти
141.7Гбит/сек.
230.4Гбит/сек.
200.8Гбит/сек.
Итак, что здесь новенького? Во-первых, карта GTX 295 использует версию чипа GT200, который, как и в картах GTX 260, не имеет всех включенных функциональных единиц. Однако, хорошая новость в том, что количество включенных функциональных единиц в нем даже больше, чем в новейших картах GTX 260 с 216 ядрами.
Все текстурные и шейдерные единицы в этой версии графического процессора GT200 работают, как и в чипе GTX 280. Единственный реальный недостаток заключается в числе ROP (и поэтому в ширине шины памяти). Как и в картах GTX 260, каждый чип GT200 в плате GTX 295 имеет 28 ROP и 448-битный интерфейс памяти, закрепленный за 896МБ RAM.
Тем не менее, очевидно, что карта должна быть очень быстрой. Nvidia провела большую работу над своим многопроцессорным масштабированием в SLI, и новая карта по существу дела является "SLI в одной конструкции", поэтому можно ожидать, что многие игры на ней будут работать как на паре карт GeForce GTX 260 в SLI.
Как видно из таблицы выше, частоты работы карты по сравнению с GTX 280 слегка понижены, что связано с энергетическими требованиями на двухпроцессорные графические карты.
Надо сказать, что для своих двухпроцессорных графических карт Nvidia использует иной метод размещения ядер на платах, нежели ATI. Если ATI располагает все на одной печатной плате, то Nvidia предпочитает использовать две PCB, на каждой из которых находится ядро с памятью, а система охлаждения находится между этими двумя печатными платами. Аналогичное решение было применено при создании GeForce 9800 GX2, однако в GTX 295 вентилятор с радиатором был пересмотрен для большей эффективности работы.
GeForce GTX 295 | Тестовая система
Мы протестируем новую высокопроизводительную графическую карту от Nvidia и сравним ее с подобной двухпроцессорной картой от ATI – c Radeon 4870 X2. Также для сравнения в тесте примет участие и предыдущая плата от Nvidia – GeForce GTX 280. В качестве тестовой будет использоваться следующая система:
Операционная система - Windows Vista Ultimate 32 SP1;
Драйвера для плат Nvidia - ForceWare 181.20, а для карты ATI – версия 8.561.
В качестве тестовых приложений будут использоваться нижеперечисленные игры и многоуважаемые синтетические тесты 3DMark06 и 3DMark Vantage .
Company of Heroes – стратегия по второй мировой войне от Relic получила обновление с выпуском Opposing Fronts Expansion. Тем не менее, тест в действительности не изменился. Игру мы запустим только в режиме DX10.
Supreme Commander – эта стратегия, работающая только под DX9, предлагает игроку множество взрывов, сотни юнитов и большие карты. Тест заключается в самой игре, где три группировки сражаются за управление большим островом.
World in Conflict – эта новая стратегия от Sierra предлагает игроку отменную графику, включающую и некоторые невероятные эффекты взрывов. Тест заключается в борьбе двух группировок за управление небольшим городом.
Far Cry 2 – новый движок этой игры от UbiSoft - Dunia является техническим чудом, и игра включает один из самых лучших встроенных тестов, который нам доводилось видеть. Для теста мы использовали демо "Ranch Long” под DX10 с установкой графических параметров на “Очень Высоко” (Very High).
Left 4 Dead – этот новый кооперативный мультиплеерный зомби-шутер от Valve настолько приятен для глаз, насколько и прост для графических карт. Игра не является значительным соперником для высокопроизводительных карт, однако она относится к популярным любимицам, построенным на движке DX9.
Crysis – этот относительно новый шутер от первого лица от компании Crytek относится к списку самых напряженных игр всего мира. Тестировать шутер мы будет в режиме DX10 с установленным патчем v.1.2.
GeForce GTX 295 | 3DMark06
Теперь, когда вышел 3DMark Vantage, тест 3DMark06 уже слегка устарел. Однако он все еще может дать некоторую полезную информацию о том, насколько хорошо ведут себя графические платы с играми, имеющими несколько упрощенных шейдерных операций. На низких разрешениях тест зачастую более ограничен скоростью CPU, нежели графикой. Мы же проведем тестирование на двух режимах графики – на использующемся по-умолчании разрешении 1280x1024, широко применяемом графическими энтузиастами, и на очень высоком разрешении 2560x1600 с 4xAA и 16xAF.
Как видно, по сравнению с GTX 280 на высоком разрешении новая карта GTX 295 даст вам неплохую разницу в производительности, составляющую примерно 60%. Немного отстает от GTX 295 и двуядерная плата от ATI, хотя и не намного.
GeForce GTX 295 | 3DMark Vantage
3DMark Vantage является последним тестом (только под DX10) от компании Futuremark. Как и с предыдущими их тестами, данная разработка не является фактически игрой и совершенно не обязательно сотрясает игровой мир. С другой стороны, данный тест гораздо более предусмотрителен, нежели рыночные игры сегодня, и использует графические технологии и уровни детализации, которые мы в большинстве случаев не сможем увидеть еще в течение шести месяцев в компьютерных играх. Заметьте, что в опциях мы проверили состояние параметра “disable PPU”, чтобы отключить аппаратную оптимизацию PhysX на картах от Nvidia. По нашему мнению, до тех пор, пока на рынке не появится больше игр с аппаратной поддержкой PhysX, это является идеальным условием сравнения. Хотя в любом случае, это создало бы лишь небольшое различие в показателях на высоких (High) и экстремальных (Extreme) настройках производительности.
На высоких и экстремальных режимах теста 3DMark Vantage, новая карта GTX 295 обошла двуядерную плату от ATI на приличное значение. В действительности разница в производительности карт, показанная в этом тесте, намного больше, чем мы увидим в большинстве игр.
Как видно из результатов, плата 4870 X2 показала большую скорость наполнения текстур и пикселей, чем GTX 295. Однако по сравнению с одноядерной GTX 280 плата GTX 295 выглядит совсем не плохо (учитывая, что ядра GTX 295 не обладают всеми включенными функциональными единицами и работают на более низких частотах).
И еще раз, карта от ATI победила в сравнительных тестах возможностей, проиграв новейшей плате от Nvidia лишь в тесте Parallax Occlusion Map. Отсюда возникает закономерный вопрос – если плата Radeon HD 4870 X2 настолько хороша в тестах индивидуальных возможностей, то почему разработчики драйверов не могут привести ее к лучшей производительности в игровых тестах на высоких и экстремальных уровнях качества?
GeForce GTX 295 | Crysis
В ранних статьях о 4870 X2 тестеры отмечали, что Crysis не использует всю мощь двух процессорных ядер RV 770 так, как это следовало бы делать. Особенно это касалось низких разрешений. Тем не менее, выполненные за последние несколько месяцев улучшения драйверов (как ATI, так и Nvidia) позволили улучшить производительность карт, что мы и увидим ниже. Впрочем, Crysis является настолько требовательной игрой, что нам пришлось понизить разрешения своих тестов, использовав 1440x900 вместо 1920x1200, и 1920x1200 вместо 2560x1600.
Как видно, в этом тесте плата от Nvidia заметно обошла карту от ATI, на максимуме выиграв 20% и лишь 6% на минимуме. Иногда разница составляла лишь пару кадров в секунду, однако на разрешении 1440x900 она достигла 11fps.
GeForce GTX 295 | Far Cry 2
Графика данной игры одна из самых красивых среди всех компьютерных игр. Причем лучше игра выглядит (и работает быстрее!) под DX10. Поэтому для теста мы использовали демо “Ranch Long”, работавшем под DX10 при очень высоком уровне качества.
В результате карте от ATI удалось обойти GTX 295 только в тесте 2560x1600 без AA. Во всех остальных случаях плата GTX 295 обошла Radeon 4870 X2, причем разница в производительности иногда достигала 20%.
GeForce GTX 295 | Left 4 Dead
Этот апокалипсический зомби-шутер от компании Valve не является особенно крепким орешком для графических карт, хотя визуально он довольно приятен. В действительности высокопроизводительные видеокарты, вроде использованных в нашем тесте, не должны столкнуться к какими-либо проблемами при работе этой игры даже на максимальных настройках графики. Для измерения производительности плат мы использовали свое собственное временное демо.
На самом деле выбрать лидера производительности в данном тесте довольно трудно. Бесспорно, самой быстрой картой на разрешении 2560x1600 с включенными 4xAA и 16xAF являлась новая GeForce GTX 295, однако, учитывая, что и более медленная плата набрала здесь 88fps, большим плюсом это не является. Во всех остальных случаях обе карты набрали более 100fps и часто расходились в результатах лишь на несколько процентов. Да и вообще, если даже GeForce GTX 280 на всех разрешениях работала очень
GeForce GTX 295 | World in Conflict
Игра World in Conflict от компании Sierra является одной из самых прелестных когда-либо созданных реалтайм стратегий, причем довольно требовательной к характеристикам видеокарт. Игру мы тестировали в режиме DX10 с выставленными на максимум параметрами.
Как видно, самой быстрой картой этого теста является GeForce GTX 295, которая обошла здесь своего ближайшего конкурента от ATI минимум на 15%. На самом деле на самой низком разрешении разрыв в производительности достиг 30%. Чистая победа Nvidia.
GeForce GTX 295 | Company of Heroes
Company of Heroes была одной из первых игр, заполучивших себе графическую технологию DirectX 10. Игра отлично работает на современном оборудовании в режиме DX9, и даже в режиме DX10, хотя и намного медленнее. В действительности даже медлительная работа игры под DX10 не заставит вас перевести разрешение на средний уровень. Однако, для того, чтобы достичь высоких скоростей fps на разрешении 1920x1200 в режиме DX10, вам потребуется довольно хорошая видеокарта.
На пониженных разрешениях новая GeForce GTX 295 значительно быстрее, чем Radeon HD 4870 X2. Однако даже 4870 X2 даст вам здесь более 80 кадров в секунду. Кроме того, на более высоких разрешениях “старая” 4870 X2 в этом тесте обошла новую GTX 295. И, тем не менее, здесь мы пришли к тому же выводу, что и в Left 4 Dead – обе карты настолько быстры, что в действительности не важно, какая из них быстрее.
GeForce GTX 295 | Supreme Commander
Режим тестирования под Supreme Commander довольно прост: игра сама по себе играет в некоторых плотно “забитых” сценах. Результатом такой работы является соответствующая оценка, характеризующая всю систему. Игра довольно тяжела для процессоров, а на высоких разрешениях может быть тяжелой и для видеокарт.
Как видно, на всех разрешениях новая GTX 295 довольно серьезно оторвалась от своего одноядерного предшественника в виде GTX 280. Разрыв, в зависимости от разрешения, составляет 50-70%. Однако разница в показателях между GTX 295 и Radeon 4870 X2 на любых разрешениях составляет всего несколько кадров в секунду. Причем в большинстве случаев разрыв меньше 5% и поэтому вы его не ощутите во время игры.
Все три использованные в наших тестах карты замечательно справляются даже с высокими разрешениями, однако каждый ли покупатель обладает достаточным настольным пространством, количеством денег и, главное, желанием, чтобы купить себе 30” монитор с разрешением 2560x1600? Очевидно, не каждый. Поэтому мы еще раз запустили свои тесты на разрешении 1920x1200 с анти-альясингом повышенным до 8X (и анизотропной фильтрацией 16X в играх, которые ее поддерживают). В результате нам пришлось отказаться от теста World in Conflict, т.к. игра не предлагает подходящих режимов AA ни для карт Nvidia, ни для карт ATI.
Как вы, возможно, уже видели ранее, новая графическая архитектура 4000-ой серии карт от ATI прекрасно справляется с анти-альясингом 8X. Даже в тех тестах, где плата GeForce GTX 295 ранее обошла 4870 X2, тесты 8xAA показали, что разрыв между картами совсем не большой. Поэтому необходимо признать, что на разрешении 1920x1200 с 8XAA обе платы идут почти нога в ногу.
GeForce GTX 295 | Ценность, энергопотребление и другие соображения
Если для каждой видеокарты сложить все fps по всем играм в наших тестах, а затем цену видеокарты разделить на полученное число, то мы получим отношение “доллара к числу кадров секунду” или же довольно неплохой индикатор общей ценности видеокарты. Конечно, нельзя опираться только на этот показатель – ведь у недорогих карт отношение доллара к fps может показаться гораздо более привлекательным, чем у дорогих. Однако если ваша видеокарта не может работать на тех разрешениях, на которых вы бы хотели работать, то стоит ли она вообще своих денег?
чем меньше, тем лучше
К моменту выхода GeForce GTX 295 компания ATI со своими партнерами понизит цену на Radeon HD 4870 X2 до, примерно, $450. Конечно, не все производители введут понижение сразу же, однако многие из них все-таки вскоре введут. Некоторые также на поставку карт будут предлагать специальные скидки в $50.
В своих расчетах ценности мы учли понижение цен на 4870 X2, однако не учли скидки (которые имеют тенденцию быть скоротечными). И хотя по сумме fps плата GeForce GTX 295 была несколько быстрее, чем 4870 X2, разница в стоимости на 11% привела показатели ценности карт почти к одинаковым значениям.
Интересно то, что карты GeForce GTX 280 в настоящее время уже смотрятся плохо. Цены на них в настоящее время составляют примерно $400. И поэтому переход с Geforce GTX 280 на что-либо вроде 4870 X2 или GTX 295 уже кажется вполне приемлемым и возможным.
Удивительно, но карта GeForce GTX 295 с двумя ядрами и значительным количеством памяти в режиме отдыха действительно потребляет меньшее количество энергии, чем GeForce GTX 280 со всего лишь с одним ядром (хотя и работающим на более высокой частоте). Достигнуто это было за счет изменения технологии производства (напомню, что чип GT200 в GTX 295 выполнен уже по 55нм технологии, а чип в GTX 280 – по 65нм). Тем не менее, под нагрузкой плата GTX 295 потребляет немало (что и следовало ожидать), хотя и меньше, чем карта ATI Radeon HD 4870 X2.
Помимо производительности и стоимости при выборе карт стоит, конечно, задуматься и о наборе обеспечиваемых ими возможностей. Так последние карты от Nvidia и ATI обладают фантастической поддержкой HDTV, выходами HDMI, транзитом аудио и видео-декодирования. Здесь трудно определить победителей. ATI обладает своей собственной инициативой ATI Stream, тогда как у Nvidia есть проект CUDA; оба производителя закладывают поддержку OpenCL и компьютерных шейдеров DirectX 11. Однако для покупателя, по большому счету, ни одна из этих технологий не является значительным основанием для выбора той или иной платы.
Да, Nvidia обзавелась аппаратной оптимизацией PhysX и предлагает с ней ядерное ускорение некоторых специальных эффектов, которые мы вскоре увидим в ПК-версии Mirror's Edge. Однако, в действительности точно не ясно, как PhysX будет работать на двухядерной GTX 295. Вы спросите, почему? Да потому, что для работы PhysX вам необходимо отключить режим SLI, чтобы на одном ядре выполнялось ускорение PhysX, а на другом работала графика. А как это сделать, если плата GTX 295 по своей сути является “SLI в одной конструкции” и даже опция отключения SLI в панели управления отсутствует? Или драйвера от Nvidia будут автоматически определять, когда вызывается PhysX, чтобы использовать одно ядро GTX 295 для ускорения?
В свою очередь ATI, благодаря поддержке DirectX 10.1, заявляет о своем лидерстве в наборе возможностей видеокарт. Однако в действительности DirectX 10.1 используется лишь малым количеством игр и приводит лишь к небольшому увеличению производительности. В настоящее время влияние поддержки этой технологии сравнимо с влиянием от поддержки PhysX – помимо нескольких игр, которые можно пересчитать по пальцам одной руки (и которые возможно даже вам не понравятся), вы их больше нигде не встретите.
Выводы: Nvidia побеждает
Итак, попытавшись превзойти по производительности карту от ATI, компания Nvidia, наконец-то, выпустила новую двуядерную графическую карту GTX 295. И, надо сказать, это сработало. Впрочем, новинка все-таки имеет свои собственные минусы, связанные, как и у всех остальных двуядерных плат, с множеством графических процессоров GPU. Дело в том, что когда вы для увеличения производительности опираетесь на масштаб множества ядер, тогда одни игры просто становятся быстрее, чем другие. Связано это с тем, что одни игры больше подвержены влиянию масштабирования, чем другие. И драйвера здесь играют очень важную роль.
Когда дело касается приложений GP-GPU (вроде CUDA, ATI Stream и т.п.), то большинство из них в настоящее время работает только на одном GPU. В лучшем случае на множестве ядер эти программы смогут запускать множество отдельных “экземпляров”, однако даже не все приложения подобного рода пригодны для такого “масштабирования”. Кроме того, многоядерные решения до сих пор обладают некоторыми ограничениями в мульти-мониторных установках, относительно одноядерных карт.
И, конечно, GeForce GTX 295 не ограждена от всех этих недостатков. И, тем не менее, новый продукт от Nvidia в настоящее время является быстрейшей видеокартой на рынке. Фанатам же ATI стоит сказать спасибо компании Nvidia, ведь снижение цен на HD4870 X2 связано именно с выпуском GTX 295. Мы в полной мере впечатлены общей ценностью обоих карт и их обоснованным энергопотреблением. Однако прежде чем купить GTX 295 вам следует знать, что за свои деньги вы получите быстрейшую видеокарту настоящего, которая подойдет для больших экранов с высокими разрешениями и которая действительно стоит своих денег. Тем не менее, если ваш монитор не очень велик, то вам стоит все-таки остановиться на какой-либо одноядерной видеокарте, сохранив заодно не малую сумму денег.