Практически сразу после нападения
Германии на СССР, вечером 22 июня 1941 года, выступая по радио,
премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил: "За последние 25
лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я.
Но теперь у Соединенного Королевства одна неизменная цель: мы полны
решимости уничтожить Гитлера и нацистский режим. Поэтому любое
государство, которое борется против нацизма получит британскую помощь.
Мы окажем России и русскому народу всю помощь, которую только сможем".
Дальнейшая работа конструкторов по улучшению боевых свойств машины завершилась созданием танка БТ-5, отличающегося от БТ-2 башней новой конструкции, имеющей большие размеры и кормовую нишу. Вооружили танк 45-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом. Боекомплект пушки- 115 выстрелов. На танке БТ-5 установили карбюраторный авиационный двигатель М-5 отечественного производства, а в связи с увеличением массы машины за счет новой башни и вооружения (до 11,5 т) усилили детали ходовой части. На командирских машинах БТ-5 устанавливались радиостанция и поручневая антенна на башне, что сократило боекомплект пушки до 72 выстрелов. На небольшой части танков БТ-5А (1934 г.) стояла 76-мм пушка с длиной ствола 16,5 калибра. Эти танки, называемые "артиллерийскими", оказывали огневую поддержку основных атакующих танков, действуя во втором эшелоне.
В то время, когда на территории одной
шестой части суши велась обширная чистка партийных, советских, научных и
военных кадров, ведущие танкостроители всех стран мира продолжали
ломать головы над совершенствованием конструкции своих боевых машин.
Наиболее активно новые решения искал признанный лидер предвоенного
танкостроения - британская компания "Виккерс-Армстронг"
(Vickers-Armstrong Limited), недавно объединившая свои силы с известными
разработчиками разноплановых боевых машин - Джоном Карденом и капитаном
Лойдом, образовавшими, благодаря своей деятельности, фирму, носившую их
имена.
Первые танки серии БТ, созданные осенью 1931 г., имели марку БТ-2. В этом же году три такие машины участвовали в военном параде на Красной площади. На первых образцах танков, выпускавшихся до 1933 г. в нескольких вариантах, в башне была спаренная установка двух пулеметов. На второй серии в башне устанавливались 37-мм пушка с плечевым упором для наводки в цель и один пулемет ДТ в шаровой установке. Третий вариант танка БТ-2 отличался от второго установкой в башне 45-мм пушки и спаренного с ней пулемета. На всех вариантах танка БТ-2 устанавливалась цилиндрическая башня, устаревший карбюраторный авиационный двигатель Либерти, четырехступенчатая коробка передач.
Для организации и объединения работ по созданию германского танка 13 ноября 1916 года была создана техническая комиссия, которую возглавил генерал Фридрихс руководитель 7-го (транспортного) отделения Общего управления Военного министерства. Это отделение, образованное в октябре 1915 года и именуемое сокращенно A7V (AbteiIung 7, Verkehrswesen), выступало в роли заказчика боевых машин. В комиссию вошли также представители известных фирм - Г.Вильгельм ("Опель"), К.Шипперт ("Даймлер") и директор NAG/AEG Юнг. Руководителем конструкторских работ по решению комиссии назначили главного инженера Опытного отделения Инспекции автомобильных войск 46 летнего капитана Йозефа Фольмера. Он имел большой опыт разработки автомобилей различных типов, в военном ведомстве успешно вел работы по повышению проходимости грузовиков. В группу Фольмера вошло около 40 конструкторов от различных фирм.
Мысль создать боевую гусеничную машину, способную передвигаться по пересеченной местности, через окопы, рвы и проволочные заграждения, первым высказал в октябре 1914 года секретарь Комитета имперской обороны Великобритании полковник Э. Суинтон. Он обратился к военному министру лорду Г. Г. Китченеру, но тот оставил его предложение без ответа, как и аналогичное обращение адмирала Р. Бэкона. Тогда за дело взялись моряки, их поддержал первый лорд Адмиралтейства (морокой министр) У. Черчилль, узнавший о проектах Суинтона, Бэкона и подобной работе капитана 1 ранга М. Суэтера. Черчилль был человек дела и уже 20 февраля 1915 года образовал под эгидой морского ведомства необычный Комитет сухопутных кораблей, который возглавил известный кораблестроитель Ю. Теннисон д'Энкур, начавший с того, что отверг идею майора Хетерингтона - громадной машины на трех колесах диаметром по 12 м (куда там Лебеденко!). Вместе с Черчиллем он одобрил проект Суинтона, который, не дождавшись ответа от Китченера, в июне 1915 года обратился с письмом к командующему британскими войсками во Франции генералу Дж. Френчу. Тот, под впечатлением огромных потерь англичан, живо откликнулся, а офицеры его штаба сформулировали основные требования к "сухопутному крейсеру": это должна быть сравнительно небольшая гусеничная машина с противопульной броней, способная преодолевать воронки диаметром до 4 м и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/ч, иметь экипаж до 6 человек, пушку и два пулемета.