Сами французы считают эту машину родоначальником собственного танкостроения и, несмотря на множество конструктивных недостатков, по заявлениям историков этой страны, в ходе кампании 1914 - 1918 г. танк "Шнейдер" проявил себя как "надежная и незаменимая машина". Идею его создания приписывают генералу Этьену - основателю французских бронетанковых войск, который на основании указаний Генерального Штаба от 20 декабря 1915 г. встретился с представителем оружейного концерна "Шнейдер - Ле Крезо" инженером Брийе и изложил ему концепцию требований к будущей боевой машине. К 22 декабря общий проект был готов, а уже 31 января 1916 г. последовал заказ на 400 подобных машин. Французские танки (официально - "штурмовые артиллерийские трактора") мало походили на своих британских собратьев. Пьер Летрингез, лейтенант "специальной артиллерии", дал четкое и полное описание этого танка в своей книге "Под броней", отрывок из которой приводится ниже: "Танк "Шнейдер" представлял собой прямоугольный блокгауз, его передняя часть выступала вперед, подобно носовой части корабля, бушприт которого выполнен в форме рога, а корма имеет двустворчатую дверцу, вокруг которой расположены баки с горючим (первоначально защищенные броней топливные баки были расположены только в носовой части танка, но после апрельских боев 1916 г. для снижения пожароопасности их перенесли на корму машины). Дверца с левой стороны вела к силовой установке; крыша была снабжена тремя люками для эвакуации экипажа. Длина танка - 6 м, ширина - 2,5 м, высота 2,39 м, вес со снаряжением и боезапасом 13,5 т. |