|

17.05.2011 в 17:00:27 | Добавил: rayven | Просмотров: 1684 | 0 ответов

 

Разве одновременно не трогательно и ужасно, что пять батальонов должны были соединиться для того, чтобы побороть эти три стальные коробки- И это через шесть месяцев после Камбрэ! Почти через два года после первого появления танков! Вот так, быть может, несколько эмоционально оценивает результаты этого боя австрийский генерал Эмансбергер в своей книге "Танковая война", изданной в Мюнхене в 1934 году. Читатель, наверное, уже догадался, что в этом бою боевое крещение приняли легкие танки "Рено" FT-17, ставшие, без сомнения, одной из самых выдающихся конструкций танков за всю их историю. Их компоновка (отделение управления - впереди, боевое - посередине, силовое - сзади) признана классической и широко распространена и по сей день. В декабре 1915 года "отец французских танков" полковник Ж. Этьен предложил Луи Рено-известному конструктору и владельцу крупнейшей во Франции автомобилестроительной фирмы, осуществить идею постройки легкого танка. Рено отказался от предложения Этьена, мотивируя отказ отсутствием опыта постройки подобных машин. Несмотря на это, в следующем году Рено получил заказ на разработку танка, который, по-видимому, стал детищем совместной работы Рено и Этьена. В декабре 1916 года модель танка была представлена Консультативному комитету по артиллерии специального назначения; первые прототипы последовали в феврале и марте 1917 года. Официальные испытания начались 10 апреля и закончились полным успехом. Консультативный комитет немедленно выдал заказ на 1000 машин. Все они должны были иметь 8-мм пулемет Гочкиса, но Этьен предложил вооружить часть танков 37-мм пушкой. Предполагалось, что завод фирмы "Рено" в Билланкуре сможет выпустить к сентябрю 750 танков; однако эта программа сразу была сорвана по ряду производственных причин, одной из которых стала нехватка брони. Броневые листы пришлось заказать в Англии, так как французские заводы смогли начать производство брони для нового танка только с октября 1917 года.

Производственные проблемы предельно обострились после 20 июня, когда заказ был увеличен до 3500 машин, причем все они требовались к весне 1918 года. Пришлось привлечь к постройке другие фирмы, и в результате заказ распределился таким образом: "Рено" - 1850 танков, "Берлие" -800, "Шнейдер" -600 и "Делоне-Бельвиль" -280 танков. "Рено" смогла выпустить первые серийные машины только в сентябре. Одну из них сразу отправили в США, где предполагалось изготовить 1200 танков. От остальных французских фирм танки начали поступать только в середине 1918 года. Существуют несколько версий по поводу происхождения аббревиатуры FT в названии танка (одна из них от слов faib"e tonnage - легкий вес). На деле же все было гораздо проще. Все транспортные средства фирмы "Рено" получали буквенные индексы: легковые машины AG, артиллерийские тракторы - EG, грузовики - FV. Полное официальное название нового танка - "Char "eger Renau"t FT mode"e 1917", в обиходе же его сократили до более краткого FT-17. Несколько слов о конструкции танка. Он имел корпус простой формы, собиравшийся на каркасе из уголков и фасонных деталей. Ходовая часть состояла из четырех тележек - одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт, которые собирались на продольной балке. Подвеска - блокированная, на листовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединялись в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее, выполненное из дерева со стальным ободом, спереди. Для повышения проходимости через рвы и окопы танк имел съемный "хвост" на оси, поворотом вокруг которой он закидывался на крышу моторного отделения. Во время марша на хвосте мог располагаться полезный груз или 2-3 пехотинца. На танке был установлен карбюраторный двигатель "Рено".

Вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач, имевшую четыре скорости вперед и одну назад. Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой люк (в кормовой части башни имелся еще запасной). Стрелок пушки или пулемета располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, которую позже заменили регулируемым по высоте сиденьем. Башня, имевшая грибовидный откидывающийся колпак для вентиляции, вращалась вручную. Боеукладка снарядов (200 осколочных, 25 бронебойных и 12 шрапнелей) или патронов (4800 штук) располагалась на днище и стенках боевого отделения. Помимо сложной и трудоемкой при изготовлении литой башни, выпускалась клепаная, восьмигранная. С самого начала выпуска FT-17 производился в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском ("радиотанк" TSF) и огневой поддержки ("Рено" BS) с 75-мм пушкой в открытой сверху и невращающейся башне. Впрочем, последним в боях поучаствовать не довелось - ни один из 600 заказанных танков не был выпущен до конца войны. Ко времени перемирия 11 ноября 1918 года было построено 3177 танков "Рено". Но общий заказ оказался значительно большим, ибо между февралем 1917-го и ноябрем 1918 года было заказано 7800 танков. Таким образом, FT-17 стал самым массовым танком первой мировой войны и вдобавок самым воюющим. За период с 31 мая по 11 ноября 1918 года они имели 3292 встречи с врагом, в ходе которых 440 машин было потеряно. Первой иностранной армией, принявшей FT-17, стала американская, которая получила 514 танков французского производства и с успехом использовала их в боях в сентябре - ноябре 1918 года.

Производство же собственных задерживалось из-за необходимости перевода размеров из метрической системы в дюймовую, принятую в США. Кроме того, производство двигателей "Рено" развернуть в США не удалось, и на танки пришлось устанавливать американский мотор "Буда" мощностью 43 л. с. Всего было заказано 4440 "6-тонных танков модели 1917 года", однако в связи с окончанием войны на американских заводах изготовили только 950 танков, которые и составили в 20-30-е годы основу броневых сил армии США. В 1940 году американцы передали 329 6-тонных танков Канаде и 212- Англии для тренировки и обучения экипажей. Италия получила три FT в июне 1918 года, однако новых поставок из Франции не последовало. Программа строительства этих танков в Италии была закрыта сразу после окончания войны. Зато на базе "Рено" итальянцы разработали проект собственного танка - "Фиат-3000". Эта машина создавалась в содружестве фирм "Фиат", "Ансальдо" и "Бреда" с использованием итальянских узлов и агрегатов. По сравнению со своим французским прототипом "итальянец" оказался легче и существенно быстроходнее. Первый вариант вооружался двумя 6,5-мм пулеметами. В 1929 году танк получил 37-мм пушку, которой перевооружили 48 из имевшихся в войсках машин. Кроме того, на них улучшили ходовую часть и установили более мощный двигатель. До начала 30-х годов "Фиаты" составляли основу танкового парка итальянской армии. Они воевали в Эфиопии, Греции, Албании, Югославии, а также на острове Сицилия в 1943 году. 18 декабря 1918 года подразделение "Рено" FT-17 выгрузилось в Одессе. Впервые эти танки вступили в бой против Красной Армии 7 февраля 1919 года, когда совместно с бронепоездом белых они поддерживали атаку польской пехоты под Тирасполем. Позже, в бою под Березовкой, один танк был поврежден и захвачен красноармейцами.

Доставленный в Москву, а позже в Сормово, он послужил образцом для постройки первых советских танков "Рено Русский". Вскоре еще 4 танка было захвачено и отправлено для ремонта в Харьков. Из них сформировали 1-й автотанковый отряд, состоявший из двух подразделений бронеавтомобилей и одного - из танков "Рено". 2-й отряд оснастили тремя британскими МкV, тоже трофейными. К концу гражданской войны в составе Красной Армии насчитывалось 11 автотанковых отрядов, пополнявшихся главным образом за счет трофейных машин, захваченных в боях с поляками, в Крыму и на Дальнем Востоке. Пожалуй, самое крупное использование FT-17 после мировой войны имело место во время советско-польской войны 1920 года. Франция передала Польше танковую часть, в которой имелось 120 "Рено" (72 пушечных и 48 пулеметных). На основе этой части был сформирован 1-й польский танковый полк, подразделения которого участвовали в боях с Красной Армией под Бобруйском, в северо-западной Польше, на Украине и под Варшавой. Часть вышедших из строя танков устанавливали в железнодорожных полувагонах, которые превращались, таким образом, в импровизированные бронепоезда. Однако их эффективность оставляла желать лучшего. Потери поляков составили 19 танков, из которых 7 стали трофеями Красной Армии. После войны Польша получила небольшое количество танков для восполнения потерь, и к середине 30-х годов в польской армии имелось 174 "Рено" разных вариантов. Помимо Польши "Рено" FT-17 стали стандартными машинами целого ряда государств. Финляндия получила 32 танка еще в 1919 году; в 1924-м 12 FT приобрела Эстония. Последние совместно с четырьмя английскими МкV составили две роты в ее автотанковом полку. В 1923 году 12 машин получила Литва. В отличие от обычных эти танки были вооружены пулеметами "Максим" германского образца калибра 7,92 мм с водяным охлаждением. Латвия оказалась единственной страной региона, не получившей FT, но в 30-х годах она приобрела 6 "Фиат-3000". Вплоть до 1940 года 48 "Рено" имела Югославия. Бельгия приобрела 54 машины, находившиеся на вооружении до 1934 года, а затем переданные в жандармерию. Такие страны, как Чехословакия, Швейцария, Голландия и Швеция, закупили по нескольку машин для проведения испытаний. Крупнейшим покупателем за пределами Европы стала Бразилия, первой в Латинской Америке получившая танки. Танковая часть в Рио-де-Жанейро насчитывала 40 FT-17.

В разное время "Рено" получили воевавшие между собой Греция и Турция; они применялись в Сирии, в Марокко, воевали в Китае. Когда разгорелась гражданская война в Испании, республиканцам достался 1-й танковый полк в Мадриде; на стороне франкистов остался 2-й танковый полк в Сарагосе. 1-й полк участвовал в обороне испанской столицы. В 1937 году Польша продала 16 "Рено" Уругваю (на самом же деле их получили республиканцы). В самой Франции "Рено" FT-17 составляли основу танкового парка до середины 30-х годов, когда их начали вытеснять R-35 и Н-39, их прямые наследники. В 20-х годах французы предприняли ряд попыток модернизировать "Рено", создав модификации М24/25, М26/27, NC-1, NC-2 и NC-3, ни одна из которых в массовое производство не пошла. Эти модификации отличались от базового варианта, главным образом, ходовой частью, более мощным двигателем, что позволяло улучшить маневренные качества танка. Но все они сохраняли прежним вооружение и состав экипажа. Танк NC-1 в 1927 году был закуплен Японией и получил название Тип 89 "Оцу". В 1929 году японцы модернизировали эту машину, оснастив ее 57-мм пушкой и дизелем мощностью 75 л. с. "Оцу" участвовали в боевых действиях в Маньчжурии в 1931- 1933 годах. На начало второй мировой войны "Рено" еще имелись в армиях Польши (70 штук и 32 в качестве бронедрезины "R"), Греции, Югославии, Румынии, Финляндии (некоторое число из них использовалось в качестве ДОТов на линии Маннергейма в 1939 году) и самой Франции, в которой 536 машин имелось в войсках и еще больше на складах. Причем в 30-х годах пушечные "Рено" были разоружены, так как 37-мм пушки понадобились для вооружения новых танков R-35 и Н-39, а на пулеметных 8-мм Гочкисы были заменены на новые 7,5-мм пулеметы образца 1931 года.

Эти танки получили обозначение FT-31. Всего во Франции немцы захватили 1704 "Рено". Они использовались для полицейских целей и охраны аэродромов. Во время сооружения Атлантического вала небольшое число башен от FT использовалось для ДОТов; однако башни от R-35 и H-39 имели более толстую броню и оказались предпочтительней. Иногда FT просто закапывали в землю - во всяком случае, такой танк был встречен в 1944 году американцами после высадки в Нормандии. Вероятно, последнее боевое использование ветерана "Рено" имело место в 1945 году, когда подразделение этих танков вступило в бой с японцами, штурмовавшими Ханойскую крепость. С 1918 по 1945 год -- 27 лет в в строю! Завидная судьба машины, ничего не скажешь.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса 6,8-7 т
Экипаж 2 чел
Двигатель " Рено, 4-цилиндровый, водяного охлаждения
мощность 35 л. с. при 1500 об/мин
макс. скорость 7,7 км/ч
Вооружение 37-мм пушка или 8-мм пулемет
запас хода 35 км
Преодолеваемые препятствия глубина брода 0,7 м,
ширина рва 1,8 м (с хвостом) и 1,35 м (без хвоста),
высота стенки - 0,6 м.

 



1684 визита
↳ 0 ответов
Ваше мнение о материале 0 из 10
Голосовало:
="uForm uComForm">
avatar
close